Время по Джону Данну

Главная Форумы Общий Форум Флэйм… Время по Джону Данну

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #530 Ответить
    mara
    Участник

    Знаменитый писатель и энциклопедист Хорхе Луис Борхес опирался в своем творчестве на концепцию времени английского исследователя и летчика (в то время говорили: «авиатора»), Джона Уильяма Данна (1875 – 1949) [3]. Проанализировав феномен «вещих снов», Данн пришел к выводу, что на самом деле человек во сне перемещается в свое будущее по четвертому пространственноподобному временному измерению. Проведя эксперименты со временем на себе и на других людях, он опубликовал ряд книг, которые приобрели широкую известность. Книга «Эксперимент со временем», изданная впервые в 1920 году, была переиздана на протяжении двадцатых годов XX века шесть раз. По мнению Вадима Петровича Руднева – философа, семиотика, специалиста по психоанализу (написавшего предисловие к переводу этой книги на русский язык), истоки философии Данна – это, во-первых, «довольно приблизительно понятая общая теория относительности и, во-вторых, также довольно поверхностно воспринятый психоанализ» [3]. Из первой он взял идею о том, что время можно рас сматривать как пространственно-подобное измерение. Из второго – интерес к толкованию сновидений. Данн никак не использовал в своих построениях идеи квантовой механики. Правда, в 1920 году квантовой механики в современном понятии еще не существовало, но именно 20-е годы прошлого века – годы ее бурного развития и признания. Именно в этот период усилиями ряда блестящих ученых были созданы основы квантовой
    физики, у истоков которой стояли такие выдающиеся исследователи, как Макс Планк, Альберт Эйнштейн, Эрнест Резерфорд, Нильс Бор, Поль Дирак, Эрвин Шрёдингер и многие другие. Исследования по квантовой механике и физике были столь значимы в истории науки XX века, что эти исследователи – создатели новой картины мира, получили Нобелевские премии [9].71 Джон Данн исходил из того, что человек видит сны, которые нередко сбываются. Он доказывал, что любые сны состоят как из образов прошлых событий, так и из образов событий будущих, смешанных примерно в равных пропорциях. В особых «измененных» состояниях сознания, прежде всего во сне, одно из временных измерений человека становится пространственноподобным, что дает возможность передвигаться в прошлое и будущее. Той же природы и состояния «уже виденного» – убежденность в том, что происходящее в данный момент уже когда-то происходило. На основе анализа феномена пророческих сновидений, когда на одном конце планеты человеку снится событие, которое через год происходит вполне наяву на другом ее конце, Данн пришел к выводу, что время имеет как минимум два измерения для одного человека. В одном измерении человек живет, а в другом – наблюдает и по нему можно передвигаться в прошлое и в будущее.
    Наблюдатель 2 следит за наблюдателем 1, находящимся в обычном четырехмерном пространственно-временном континууме. Но сам этот наблюдатель 2 тоже движется во времени, причем его время не совпадает со временем наблюдателя 1. То есть у наблюдателя 2 прибавляется еще одно временное измерение, время 2. При этом время 1, за которым он наблюдает, становится пространственноподобным, то есть по нему можно передвигаться, как по пространству – в прошлое, в будущее и обратно [ 3 ] . Далее Данн постулирует наблюдателя 3, который следит за наблюдателем 2. Континуум этого последнего наблюдателя будет уже шестимерным, при этом необратимым будет лишь его специфическое время 3; время 2 наблюдателя 2 будет для него пространственноподобным. Серия наблюдателей и, соответственно, временных изменений может продолжаться до бесконечности, пределом которой является Абсолютный Наблюдатель, движущийся в Абсолютном Времени, то есть Бог.
    Существенно, что, согласно Данну, «разнопорядковые» наблюдатели могут находиться внутри одного сознания, проявляясь в особых состояниях сознания, в том числе во сне. Концепция Данна заинтересовала одного из самых оригинальных писателей ХХ века Хорхе Луиса Борхеса [ 1 ] , каждая новелла которого о времени построена на многомерной концепции Данна. В рассказе «Другой» старик Борхес встречает самого себя молодым.72 Молодой Борхес во сне пропутешествовал по своему второму измерению в свое будущее и встретился там со своим будущим «Я». Проснувшись, он, как это часто бывает, забыл свой сон. Поэтому, когда объективно это событие (встреча с самим собой) произошло с ним второй раз, уже наяву, когда он состарился, оно для него было полной неожиданностью.
    Борхес, называя себя писателем-фантастом, изображал ветвящееся время, время застывшее, время, идущее вспять, параллельные пучки времени, их переплетения, и даже отмену уже совершившегося прошлого. Он развивал мысль американского философа Джосайи Ройса, что если на территории Англии построить огромную карту Англии и если она будет включать в себя все детали английской земли, даже самые мелкие, то в таком случае она
    должна будет включать и самое себя, и карту карты, и так до бесконечности. «Подобные сдвиги, – писал Борхес, – внушают нам, что если вымышленные персонажи могут стать читателями и зрителями, то мы, по отношению к ним читатели и зрители, тоже, возможно, вымышлены» [1, 3].
    Балканским Борхесом называют сербского писателя Милорада Павича. Его «Хазарский словарь» – одно из сложнейших произведений современного постмодернизма. Философия времени у хазар, по Павичу, тесно связана с философией сновидения. Здесь обычно находят влияние Борхеса и стоящего за ним Джона Данна. О сновидении в «Хазарском словаре» сказано: «И любой сон каждого человека воплощается как чья-то чужая явь. Если отправиться отсюда до Босфора, от улицы к улице, можно дату за датой набрать целый год со всеми его временами, потому что у каждого своя осень и своя весна и все времена человеческой жизни, потому что в любой день никто не стар, и никто не молод и всю жизнь можно представить себе к а к
    пламя свечи, так что между рождением и смертью даже ни одного
    вздоха не остается, чтобы ее загасить» [11].
    В своих текстах Вадим Руднев [ 1 2 ] пишет, что не существует единой фундаментальной реальности для всех типов личностей, а есть каком-то смысле объективно существующие миры-реальности
    сангвиника, депрессивного человека, шизоида и т. д. [ 1 5 ] . Человек
    «входит» в тот или иной психический мир-реальность, и реальностей, по крайней мере, столько, сколько типов личностей. Особый интерес представляет мир шизотипической (полифонической) личности, то есть личности, состоящей из мозаики различных характерологических радикалов – циклоидного, шизоидного, истерического и т. д. , имеющей «несколько личностей в одной» . Причем, в шизотипическом мире у каждой «субличности» – своя истина, не совпадающая с истиной другого характерологического «радикала». Вспоминаются «разнопорядковые» наблюдатели, находящиеся внутри одного сознания у Данна.
    В наше время вопросы роли Наблюдателя, квантовой трактовки природы сознания стали не только предметом профессионального рассмотрения физиками, но и привели к встречному движению со стороны психологов и психиатров. Популярна реляционная трактовка понятия квантового состояния. «Квантовое состояние» – всегда есть представление знания о системе некоторой другой системы–наблюдателя. Поэтому разные наблюдатели могут приписывать одной и той же системе разные состояния. Не существует неких «истинных состояний» . Реальность может быть разной для разных наблюдателей [6]. Даже один и тот же человек, но с разным состоянием психики (входящий в разные психо-миры), по-разному воспринимает окружающий мир, что и определяет его поведение.
    Еще в конце 50 -х годов XX века, назад молодой американский физик Хью Эверетт предпринял попытку сформулировать новую метатеорию квантовой механики. Он утверждал, что его концепция «соотнесенного состояния» (relative state), роли Наблюдателя, может стать основой для сближения квантовой механики и общей теории относительности [4, 5, 8].
    Доктор физико-математических наук, специалист по квантовой оптике Лев Вениаминович Ильичев из Новосибирского Государственного Университета, разрабатывает [6, 7] модель формирования в сознании наблюдателя картины окружающего мира. В ней различные альтернативные картины мира соответствуют ветвям Мультиверса эвереттовской интерпретации квантовой механики, каждое зафиксированное событие есть один из возможных результатов однократного применения определенной квантовой операции. Наблюдатель при этом может выбирать так называемое распутывание данной квантовой операции, меняя воспринимаемый набор событий, характер и объём воспринимаемой информации. Распутывание рассматривается как процедура неосознанного «нацеливания» наблюдателя на ту или иную трактовку получаемой информации. Л.В. Ильичевым найдено экстремальное распутывание квантовой операции, при котором объём порции поступающей информации минимален.
    Применительно к последовательностям событий, т.е. к историям, существуют подобные распутывания, в том числе и экстремальное, которое обладает нетривиальными свойствами. Экстремальное распутывание историй обеспечивает наблюдателю «экстремальные» предсказательные возможности, позволяющее предвидеть максимально эффективно ход данной истории. Это так называемая «квантовая прогностика», обусловленная «зацепленным распутыванием» (entanglement unraveling), когда последовательность впечатлений, воспринимаемая наблюдателем при таком распутывании становится своеобразным «сейчас», имеющим свою внутреннюю структуру, образованную конкретным порядком элементарных
    впечатлений в истории [7]. Подобное возможно только ценой отказа от возможности вмешательства в процесс восприятия до завершения истории, особым переживанием времени. Состояния психики, обусловленные «entanglement unraveling» должны обладать следующими свойствами: чувством аномального предвидения «хода событий», невозможностью волевого вмешательства в процесс восприятия, изменением восприятия времени. «Вещие сны» у Данна обладают всеми перечисленными свойствами.
    Проблему физической сущности сознания исследует ведущий научный сотрудник Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, доктор физико-математических наук Михаил Борисович Менский, который продолжает развивать свою Расширенную Концепцию Эверетта, уже получившую в литературе название «Расширенная Концепция Эверетта — Менского» [ 7 , 9 ] . В ней сознание прямо отождествляется с разделением квантового мира на его проекции – альтернативные «классические» реальности. М.Б. Менским предлагается математическая модель для предсказываемой в рамках РКЭМ способности сознания, когда оно находится в режиме сна,
    транса или медитации, т.е. «на грани бессознательного»[9, 10], получать информацию относительно всех альтернативных классических реальностей (эвереттовских миров) и выбирать из них благоприятные. Для описания этой способности введена математическая операция, названная посткоррекцией [10], которая так корректирует состояние в настоящее время, чтобы гарантировать определенные характеристики в будущем. Согласно РКЭМ, эволюция живой материи определяется не только причинами, но и целями (прежде всего целью выживания). М.Б. Менским дается классификация критериев, которые могут использоваться для посткоррекции, и соответствующих явлений в сфере жизни. Рассматриваются как индивидуальные, так и коллективные критерии выживания, а также критерии, обеспечивающие определенное качество жизни, и те, которые не имеют отношения к качеству жизни. В рамках своей концепции М . Б. Менский объясняет явления свободы воли, сна, прямого видения истины (например, научные прозрения как получение информации из будущего на бессознательном уровне). Получение ин-
    формации из будущего Мультиверса в рамках посткоррекции М.Б. Менского и «квантовой прогностики» Л.В. Ильичева могут интерпретироваться и как объяснение «механизма» «вещих снов» [3]. В последнее время парадоксальные свойства бессознательного, сновидений – традиционное поле деятельности психоанализа все чаще интерпретируют как квантовые или квантовоподобные [2]. И.В.Данилевский в своей книге: «Структуры коллективного бессознательного: Квантовоподобная социальная реальность», доказывает, что структуры коллективного бессознательного подчиняются квантовоподобным закономерностям [2]. Для объяснения, их проявлений, в частности, хорошо подходит многомировая интерпретация
    квантовой механики, представления о «зацепленных состояниях». Общеизвестное проявление бессознательного – сновидения, содержание которых иногда воспринимают как получения информации (например, в виде «видений») из будущего. Эта информация может быть истолкована как пророчество. Если «пророчество» не подтверждается, то чаще о сне забывают, но о снах «сбывшихся» охотно рассказывают окружающим.
    Данн писал, что в наших снах «поровну» событий из будущего
    и из прошлого. Он привлек для объяснения этого феномена передовые достижения физики того времени – теорию относительности, подчеркивал роль Наблюдателя в нашей реальности. Феномен «вещих снов», состояния «уже виденного», свойства бессознательного, в наше время пытаются объяснять привлечением понятий квантовой механики. Согласно гипотезе М.Б. Менского о «посткоррекции», гипотезе Л.В. Ильичева о существовании» квантовой прогностики», возможно получение информации из будущего, в том числе из иных «классических реальностей» – проекций единого квантового мира. В контексте этих представлений, информация, полученная из будущего, но не из «нашей» реальности окажется ложной, а полученная из будущего «нашей» проекции квантового мира – истинной.
    «Наблюдатели» Данна, таким образом, перемещаются по эвереттовским мирам, воспринимая и то, что случится, и то, что может случиться и даже то, что могло бы произойти в прошлом, но не произошло. И концепция Данна, и вышеизложенное – гипотезы, но привлечение для понимания сферы бессознательного аппарата квантовой механики выглядит достаточно обоснованным. Сам успех книг Данна свидетельствует о том, что им была затронута тема, находящая отклик в бессознательном многих людей.
    Джон Данн, идеи которого воплощали в своем творчестве Хорхе Луис Борхес и Милорад Павич, в своих лучших произведениях, применяя положения модных, новых в его время теорий относительности и психоанализа, по сути предвосхитил многомировую интерпретацию квантовой механики (напомним, что в 1920 году квантовая механика в законченном виде не существовала). Описанное им получение информации из будущего наблюдателем соответствует получению информации из эвереттовских миров будущего.
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
    1. Борхес Х.Л. Мистические рассказы. Сб.– М.: «Изд-во АСТ»,
    2002.– С.153 – 224.
    2. Данилевский И.В. Структуры коллективного бессознательного:
    Квантовоподобная социальная реальность.– Казань: Изд-во
    КГЭУ, 2004. – 436с. 2-е издание, испр. и доп. – М.: Эдиториал
    УРСС, 2005. – 374 с.
    3. Данн Дж.У. Эксперимент со временем. – М.: Аграф, 2000. – 224 с.
    4.Дойч Д. Структура реальности.– Ижевск: НИЦ «Регулярная и хао-
    тическая динамика», 2001. – 400 с.
    5.Everett H. III. «Relative State» Formulation of Quantum Mechanics
    //Reviews of modern physics. 29 (3), 1957. – P. 454 – 462.77
    6. Ильичев Л.В. Элементы квантовой метафизики: Учеб. пособие.
    Ч.1. – Новосибирск, НГУ; Институт автоматики и электрометрии
    СО РАН, 2006. – 64 с.
    7. Ильичев Л.В. «Свободный выбор «распутывания» восприятия ок-
    ружающего мира наблюдателем».– Сайт МЦЭИ
    (http://www.everettica.org/article.php3?ind=145).
    8. Лебедев Ю.А. Неоднозначное мироздание. – Кострома, 2000. –
    320 с.
    9. Менский М.Б. Человек и квантовый мир. – Фрязино: «Век 2»,
    2005. – 320 с.
    10. Mensky M.B. Postcorrection and mathematical model of life in
    Extended Everett's Concept // NeuroQuantology, Vol 5, No 4, 2007. –
    P. 363 — 376 .
    11. Павич М. Хазарский словарь. – СПб: «Азбука», 2001. – 382 с.
    12. Руднев В.П. Диалог с безумием.– М.: Аграф, 2005. – 320 с.[/spoiler:itawxsqg]

    Это мне напомнило вот что:
    «Культ Аменты представлял себе время не линейной функцией, а сложным рельефным полем. К примеру, жизнь человека описывалась не последовательностью событий, растянутой от рождения до момента смерти, а многообразием различных временных циклов или петель. По мнению древних египтян (?), человек проживал кусочек жизни, допустим, от 18-ти до 23-х лет, затем попадал в транзитную точку, переходил в период от 3-х до 12 лет, затем переносился на участок от 78 до 93 лет, возвращался по транзиту в цикл от 20 до 25 лет и т.д. Сознание по сотне раз прокручивало одни и те же моменты жизни, но программа прокрутки была устроена так, что каждый раз момент «настоящего» воспринимался, как новый. И в жизни человека лишь иногда случались моменты дежавю, когда в нем пробуждалась память о прошлом прохождении этого временного цикла.
    Конечно, пока мое сознание участвует в процессе прокрутки «жизненных событий», я не могу воспринимать цикличность времени. Мое сознание полностью задействовано в этой программе и подчиняется ее законам. Однако существует несколько методов для «выхода» из подобного «плена». А именно «пленом» называли эту ситуацию древние маги. Пленом обыденного существования.
    Вспомните, как ДХ показывал КК многократное падение одного и того же листа с дерева. Давайте представим, что хакерос с помощью своих друзей-хакеров научатся манипулировать временем и перемещаться по его рельефному полю. Что тогда произойдет? Кто-то из вас станет ясновидящим, способным точно предсказывать события ближайшего и отдаленного будущего. Кто-то поймет, почему настоящего «брухо» невозможно убить. Настоящий «брухо», выходя из плена времени, «вспоминает» свою жизнь. Он узнает обо всех опасностях, угрожающих его существованию. Если ему не нравится какой-то кусок его жизни, он меняет его. «Брухо» сам творец своей судьбы, и он знает, как становиться то молодым, то старым. «Брухо» может исчезать из любого момента своей жизни и появляться в другом. Но это еще не все, уважаемые хакерос!!!
    Жрецы Аменты придумали (или унаследовали) два способа для выхода из временного потока. Первый из них предполагал создание искусственного временного пространства — «ямы». Постепенно выяснилось, что некоторые «ямы» сливались со сложной надвременной (или лучше сказать, подвременной) структурой, которая была названа тоннелями Сета. Данная структура позволяет человеку путешествовать не только во времени своей жизни, но и скитаться по временному отрезку, который определяет существование планеты. Более того, в манускриптах имеются намеки на Внешние врата…»
    (Из книги «Первые врата» М.Форчун)

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
Ответ в теме: Время по Джону Данну
Ваша информация:




by