№12 философские взгляды А Уайтхеда

Главная Форумы Общий Форум Коллективная подготовка к ГОСам №12 философские взгляды А Уайтхеда

  • В этой теме 0 ответов, 1 участник, последнее обновление 14 лет назад сделано off.
Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #662 Ответить
    off
    Участник

    12Альфред Норт Уайтхед (англ. Alfred North Whitehead; 15 февраля 1861, Рамсгейт, Кент, Великобритания — 30 декабря 1947, Кембридж, Массачусетс, США) — британский математик, логик, философ, который вместе с Бертраном Расселом написал фундаментальный труд «Principia Mathematica» (1910-13), составивший основу логицизма и теории типов. После Первой мировой войны преподавал в Гарвардском университете, разработал собственное платоническое учение с элементами бергсонианства («философия процесса»). В годы Первой мировой войны Уайтхеда занимала проблема общефилософских основ физики в свете ревизионистского учения Эйнштейна о времени, пространстве и движении. В «Исследовании принципов естествознания» (1919) он выступил с альтернативной эйнштейновской теорией относительности, которая не привлекла внимания профессиональных физиков по причине своей отвлеченности и усложненности. В общих чертах, Уайтхед стремился объяснить время, пространство и движение исходя из данных человеческого опыта и восприятия внешнего мира, а не из гипотетических предположений относительно параметров, существование которых допустимо, но находится вне нашего опыта. С годами всё большее место в его деятельности занимала гуманитарно-философская проблематика. С 1915 г. он активно дискутирует с философами относительно опытных основ научного знания, а в 1920 г. публикует нематематический трактат «Понятие природы», в котором впервые пишет об изменчивости бытия и вводит понятие события как вторжения в поток времени неких «надвременных компонентов». Отчетливо проявившиеся в метафизике Уайтхеда элементы платонизма и бергсонианства вызвали отторжение многих его коллег-математиков, в том числе и Рассела. В его идеях можно заметить также сильные платонические и теологические мотивы, не принимаемые некоторыми поклонниками его философии. Определенный характер опыта-события, считал Уайтхед, есть результат выборочного присвоения чистых форм или возможностей, которые он называл «вечными объектами». (Примерами могут служить краснота и округлость.) Эти объекты, хотя и не существуют сами по себе, в других отношениях подобны «формам», или «идеям» Платона. Новые явления объясняются как схватывание форм, которые, хотя и не могут быть найдены во внешнем физическом мире, вечно присутствуют в Боге, ожидая своего осуществления. Имеется и другая сторона бытия Бога – Он получает и преобразует в своем сознательном опыте всякое конечное событие временнуго мира. Уайтхед считал, что из существования зла должно следовать отрицание всемогущества Бога. Бог – не «небесный деспот», а источник истинных идеалов и новых возможностей. Бог находится со всем существующим, но не предшествует ему. Богу нужен мир в той же мере, в какой Он нужен миру. Это лишь один из примеров настойчивого отрицания Уайтхедом того, что независимые, самодостаточные реальности могут быть где-либо обнаружены. Его метафизика – это плюрализм, согласно которому отдельный атом процесса становится имманентным другому атому, а Бог становится имманентным всему существующему. Хотя Уайтхед продолжает рассуждать в платоническо-христианской традиции, полагая существование двух миров, временное и вечное в его философии входят в тесное соприкосновение друг с другом.В центре эпистемологии Уайтхеда – тезис о том, что чувственные данные первоначально получаются от внешнего мира как импульсы ощущений-качеств, которые человеческое тело усиливает и преобразует в конкретные чувственные качества (например, цвета, звуки, запахи), определенным образом упорядоченные во внешнем пространстве; высшие животные научились их истолковывать как символы процессов, происходящих в окружающем мире. Философия Уайтхеда исходит по большей части из ощущения противоположности изменчивых, поверхностных элементов, ясно видимых в человеческом опыте, и непреходящего, смутно чувствуемого основания, которое имеет существенное значение, но которое трудно описать. По мнению Уайтхеда, позитивистские философы достигают ясности, игнорируя самое основное.Органическая философия, несмотря на свою новизну, представляет собой не радикальный разрыв с предшествующей мыслью, но грандиозное построение, в котором отдельные метафизические идеи Платона, а также более современные понятия «опыта» и «процесса» изощренным образом соединяются во всеохватывающую космологическую систему. Одной из импликаций этой космологии является идея греков о совпадении морали и красоты: благо есть вид гармонии.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
Ответ в теме: №12 философские взгляды А Уайтхеда
Ваша информация:




by