№13 постпозитивизм/ис-науч напр фил науки/Кун/Тулмин/парадиг

Главная Форумы Общий Форум Коллективная подготовка к ГОСам №13 постпозитивизм/ис-науч напр фил науки/Кун/Тулмин/парадиг

  • В этой теме 1 ответ, 1 участник, последнее обновление 14 лет назад сделано off.
Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #663 Ответить
    off
    Участник

    13 Теория научных революций Т.Кун . Постпозитивизм -развитие философии науки . тулмин концепция развития науки. Концепция социологической и психологической реконструкции и развития научного знания связана с именем и идеями Т. Куна, изложенными в его широко известной работе по истории науки “Структура научных революций” [5]. В этой работе исследуются социокультурные и психологические факторы в деятельности как отдельных ученых, так и исследовательских коллективов. Кун считает, что развитие науки представляет собой процесс поочередной смены двух периодов — “нормальной науки” и “научных революций”. Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Социально-психологический характер концепции Куна определяется его пониманием научного сообщества, члены которого разделяют определенную парадигму, приверженность к которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки, принципами, воспринятыми при его обучении и становлении как ученого, симпатиями, эстетическими мотивами и вкусами. Именно эти факторы, по Куну, и становятся основой научного сообщества. Центральное место в концепции Куна занимает понятие парадигмы, или совокупности наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигма обладает двумя свойствами: 1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы; 2) она содержит переменные вопросы, т.е. открывает простор для исследователей. Парадигма — это начало всякой науки, она обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интерпретации. Парадигма, по Куну, или “дисциплинарная матрица”, как он ее предложил называть в дальнейшем, включает в свой состав четыре типа наиболее важных компонентов: 1) “символические обобщения” — те выражения, которые используются членами научной группы без сомнений и разногласий, которые могут быть облечены в логическую форму, 2) “метафизические части парадигм” типа: “теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело”, 3) ценности, например, касающиеся предсказаний, количественные предсказания должны быть предпочтительнее качественных, 4) общепризнанные образцы. Все эти компоненты парадигмы воспринимаются членами научного сообщества в процессе их обучения, роль которого в формировании научного сообщества подчеркивается Куном, и становятся основой их деятельности в периоды “нормальной науки”. В период “нормальной науки” ученые имеют дело с накоплением фактов, которые Кун делит на три типа: 1) клан фактов, которые особенно показательны для вскрытия сути вещей. Исследования в этом случае состоят в уточнении фактов и распознании их в более широком кругу ситуаций, 2) факты, которые хотя и не представляют большого интереса сами по себе, но могут непосредственно сопоставляться с предсказаниями парадигмальной теории, 3) эмпирическая работа, которая предпринимается для разработки парадигмальной теории. Однако научная деятельность в целом этим не исчерпывается. Развитие “нормальной науки” в рамках принятой парадигмы длится до тех пор, пока существующая парадигма не утрачивает способности решать научные проблемы. На одном из этапов развития “нормальной науки” непременно возникает несоответствие наблюдений и предсказаний парадигмы, возникают аномалии. Когда таких аномалий накапливается достаточно много, прекращается нормальное течение науки и наступает состояние кризиса, которое разрешается научной революцией, приводящей к ломке старой и созданию новой научной теории — парадигмы. Кун считает, что выбор теории на роль новой парадигмы не является логической проблемой: “Ни с помощью логики, ни с помощью теории вероятности невозможно переубедить тех, кто отказывается войти в круг. Логические посылки и ценности, общие для двух лагерей при спорах о парадигмах, недостаточно широки для этого. Как в политических революциях, так и в выборе парадигмы нет инстанции более высокой, чем согласие соответствующего сообщества” [5]. На роль парадигмы научное сообщество выбирает ту теорию, которая, как представляется, обеспечивает “нормальное” функционирование науки. Смена основополагающих теорий выглядит для ученого как вступление в новый мир, в котором находятся совсем иные объекты, понятийные системы, обнаруживаются иные проблемы и задачи: “Парадигмы вообще не могут быть исправлены в рамках нормальной науки. Вместо этого… нормальная наука в конце концов приводит только к осознанию аномалий и к кризисам. А последние разрешаются не в результате размышления и интерпретации, а благодаря в какой-то степени неожиданному и неструктурному событию, подобно переключению гештальта. После этого события ученые часто говорят о “пелене, спавшей с глаз”, или об “озарении”, которое освещает ранее запутанную головоломку, тем самым приспосабливая ее компоненты к тому, чтобы увидеть их в новом ракурсе, впервые позволяющем достигнуть ее решения”. Таким образом, научная революция как смена парадигм не подлежит рационально-логическому объяснению, потому что суть дела в профессиональном самочувствии научного сообщества: либо сообщество обладает средствами решения головоломки, либо нет — тогда сообщество их создает. Мнение о том, что новая парадигма включает старую как частный случай, Кун считает ошибочным. Кун выдвигает тезис о несоизмеримости парадигм. При изменении парадигмы меняется весь мир ученого, так как не существует объективного языка научного наблюдения. Восприятие ученого всегда будет подвержено влиянию парадигмы. По-видимому, наибольшая заслуга Т. Куна состоит в том, что он нашел новый подход к раскрытию природы науки и ее прогресса. В отличие от К. Поппера, который считает, что развитие науки можно объяснить исходя только из логических правил, Кун вносит в эту проблему “человеческий” фактор, привлекая к ее решению новые, социальные и психологические мотивы. Книга Т. Куна породила множество дискуссий, как в советской, так и западной литературе. Одна из них подробно анализируется в статье [6], которая будет использована для дальнейшего обсуждения. По мнению авторов статьи, острой критике подверглись как выдвинутое Куном понятие “нормальной науки”, так и его интерпретация научных революций. В критике понимания Куном “нормальной науки” выделяются три направления. Во-первых, это полное отрицание существования такого явления как “нормальная наука” в научной деятельности. Этой точки зрения придерживается Дж. Уоткинс. Он полагает, что наука не сдвинулась бы с места, если бы основной формой деятельности ученых была “нормальная наука”. По его мнению, такой скучной и негероической деятельности, как “нормальная наука”, не существует вообще, из “нормальной науки” Куна не может вырасти революции [6]. Второе направление в критике “нормальной науки” представлено Карлом Поппером. Он, в отличие от Уоткинса, не отрицает существования в науке периода “нормального исследования”, но полагает, что между “нормальной наукой” и научной революцией нет такой существенной разницы, на которую указывает Кун. По его мнению, “нормальная наука” Куна не только не является нормальной, но и представляет опасность для самого существования науки. “Нормальный” ученый в представлении Куна вызывает у Поппера чувство жалости: его плохо обучали, он не привык к критическому мышлению, из него сделали догматика, он жертва доктринерства. Поппер полагает, что хотя ученый и работает обычно в рамках какой-то теории, при желании он может выйти из этих рамок. Правда при этом он окажется в других рамках, но они будут лучше и шире [6]. Третье направление критики нормальной науки Куна предполагает, что нормальное исследование существует, что оно не является основным для науки в целом, оно так же не представляет такого зла как считает Поппер. Вообще не следует приписывать нормальной науке слишком большого значения, ни положительного, ни отрицательного. Стивен Тулмин, например, полагает, что научные революции случаются в науке не так уж редко, и наука вообще не развивается лишь путем накопления знаний. Научные революции совсем не являются “драматическими” перерывами в “нормальном” непрерывном функционировании науки. Вместо этого она становится “единицей измерения” внутри самого процесса научного развития [6]. Для Тулмина революция менее революционна, а “нормальная наука” — менее кумулятивна, чем для Куна. Не меньшее возражение вызвало понимание Куном научных революций. Критика в этом направлении сводится прежде всего к обвинениям в иррационализме. Наиболее активным оппонентом Куна в этом направлении выступает последователь Карла Поппера И. Лакатос. Он утверждает, например, что Кун “исключает всякую возможность рациональной реконструкции знания”, что с точки зрения Куна существует психология открытия, но не логика, что Кун нарисовал “в высшей степени оригинальную картину иррациональной замены одного рационального авторитета другим”. Как видно из изложенного обсуждения, критики Куна основное внимание уделили его пониманию “нормальной науки” и проблемы рационального, логического объяснения перехода от старых представлений к новым. В результате обсуждения концепции Куна большинство его оппонентов сформировали свои модели научного развития и свое понимание научных революций. Концепции И. Лакатоса и Ст. Тулмина будут рассмотрены в следующих разделах данной работы. ПАРАДИГМА (греч. paradeigma — пример, образец) — 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки — система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.Однако «П.» в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну.Однакосвоей книге «Структура научных революций» (1962) Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемическом и социальном.Однакоэпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности.Однакосоциальном — П. характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет.Однако П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия «дисциплинарной матрицы», синонимичного эпистемическому контексту П.Однакоструктуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания.Однако П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества.Однако с тем, в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска………….

    #5101 Ответить
    off
    Участник

    13. Постпозитивизм. Т.Кун.
    Т.Кун (р.1922г.) – американский историк науки и философ, один из основателей историко-эволюционистского направления в философии науки разрабатывает новый подход к пониманию метафизики и ее отношения к науке. Как историк науки Т.Кун решает методологическую проблему поиска единицы для измерения научного изменения или развития. Такой единицей является парадигма – общепризнанные научные достижения, служащие для сообщества ученых моделью мышления, постановки и решения проблем. Парадигма – это не только единица, измеряющая историю научного изменения, она есть образец для постановки осмысленных вопросов и образец для их решения. Парадигма связана не только с методологией, но и с метафизикой. Парадигма включает в себя метафизику: «Едва ли любое эффективное исследование может быть начато прежде, чем научное сообщество решит, что располагает обоснованными ответами на вопросы, подобные следующим: каковы фундаментальные сущности, из которых состоит универсум? Как они взаимодействуют друг с другом и с органами чувств? Какие вопросы ученый имеет право ставить в отношении таких сущностей и какие методы могут быть использованы при их решении?». (Т.Кун. Структура научных революций. М., Прогресс, 1977, с 21-22).
    Научная революция означает изменение парадигмы, на смену старой парадигмы приходит новая, а это значит, что изменяются метафизические представления. Парадигма определяет не только смысл научных утверждений или «оправданность вопросов», в парадигму входят онтологические допущения или предпосылки о сущностях, существование которых допускается. Смена парадигм означает смену метафизических онтологических предписаний. Более того, Кун подчеркивает «важную роль, которую играют те или иные метафизические идеи в творческом научном исследовании». (Кун. Структура научных революций. M., 1975, с.10).Кун поставил вопрос так, что мы лишь отвергаем те или иные метафизические положения как непроверяемые, однако фактически наука развивается, исходя из метафизических предписаний, метафизика располагается в царстве научного познания. Наука постоянно пользуется метафизическими понятиями, например, атом, электрон и др. Изгнание метафизики из науки чревато большими опасностями: вместе с исчезновением метафизики исчезнет и наука.Т.Кун в работе «Структура научных революций» дает определенную трактовку развития науки. В процессе развития науки огромную роль играют парадигмы как образцы, стандарты интеллектуального поведения. В парадигму входят определенные философские принципы, например, о строении материи, о сущности пространства и времени и др., которые непосредственно непроверяемы, т.е. являются метафизическими по своей сущности. Развитие науки Кун делит на два периода:
    1) становление научной парадигмы;
    2) научная концепция как распад старой парадигмы и возникновение новой.
    Возникновение квантовой механики – это утверждение новой парадигмы, которая меняет парадигму классической механики. В рамках действующей парадигмы решаются головоломки, те или иные задачи. В одно и то же время может существовать несколько парадигм, они могут конкурировать друг с другом. В процессе исследований могут накапливаться факты, которые противоречат общепринятой парадигме.Несоответствие фактов и парадигмальных предписаний нарастает. Кончается период нормальной стадии в развитии науки и наступает научная революция. Это второй этап в развитии научного знания. Ученые начинают что-то менять в общепринятой парадигме, т.е. отказываются от ее установок или в целом. Рождается новая парадигма.Позитивисты изучали строение научного знания, они исследовали структуру готового научного знания, изменение которого подчинено надисто-рическим, методологическим и логическим предписаниям. До работ Куна в философии науки развитие знания понималось как некий накопительный процесс – процесс кумуляции. Истинное знание добавлялось к накопленной сумме истинных знаний. В эмпиристской трактовке кумулятивистский рост знания понимался как рост эмпирического базиса науки; в рационалистической трактовке кумулятивизма рост знания понимался как постепенное накопление новых объясняющих принципов, где каждый последующий включает в себя предыдущий.Кун ломает эту устоявшуюся традицию интерпретации роста научного знания и в центр теории и философии науки ставит ее историю. Истина реляти-визируется относительно действующей парадигмы и нет единственных, абсолютных критериев рациональности, они исторически относительны. Каждая парадигма формирует свои критерии рациональности и свою метафизику.

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
Ответ в теме: №13 постпозитивизм/ис-науч напр фил науки/Кун/Тулмин/парадиг
Ваша информация:




by