15. Методологический «анархизм» П.Фейерабенда и проблема тео

Главная Форумы Общий Форум Коллективная подготовка к ГОСам 15. Методологический «анархизм» П.Фейерабенда и проблема тео

  • В этой теме 1 ответ, 2 участника, последнее обновление 5 месяцев назад сделано anonymous.
Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #675 Ответить
    anonymous
    Участник

    15. Методологический «анархизм» П.Фейерабенда и проблема теоретической загруженности эмпирических понятий.
    Пол (Пауль) Карл Фейерабенд (нем. Paul Karl Feyerabend; 13 января, 1924 — 11 февраля, 1994) — учёный, философ, методолог науки. Родился в Вене, Австрия, в разное время жил в Англии, США, Новой Зеландии, Италии, Швейцарии. С 1958 по 1989 год работал профессором философии в университете Беркли, Калифорния.
    Основные работы:
    • «Против метода» (опубликована в 1975 году),
    • «Наука в свободном обществе» (опубликована в 1978 году),
    • «Прощай, благоразумие» или «Прощай, разум» в других переводах (сборник статей, опубликованный в 1987 году).
    Фейерабенд стал известен благодаря своим анархистским взглядам на процесс научного познания, и утверждениям, что в науке не существует универсальных методологических правил. На основе этих идей он создал концепцию эпистемологического анархизма. Он был влиятельной фигурой в философии науки и в социологии научного познания. Критика Фейерабенда оказала существенное влияние на развитие теорий науки Томаса Куна, Имре Лакатоса и др.
    Работы, касающиеся природы научного метода
    В своих книгах Против метода и Наука в свободном обществе Фейерабенд отстаивал идею о том, что нет методологических правил, которые всегда используются учёными. Он выступал против единого, основанного на традиции, научного метода, обосновывая это тем, что любой такой метод ставит некоторые пределы в деятельности учёных, и, таким образом, ограничивает прогресс. Согласно его точке зрения, наука выиграла бы больше всего от некоторой «дозы» анархизма в научной теории. Он также считал, что анархизм в теории желателен, потому что это более гуманистический подход, чем другие научные системы, поскольку он не навязывает учёным жёстких правил. Можем ли мы исключить возможность того, что известная ныне наука, или «поиск истины» в стиле традиционной философии, превратит человека в монстра? Можно ли исключить возможность того, что это будет ущербный человек, превращённый в убогий, угрюмый, самонадеянный механизм, лишённый обаяния и чувства юмора? «Можно ли исключить возможность того, — спрашивает Кьеркегор, — что моя деятельность как объективного {или рационально-критического} наблюдателя природы ослабляет мою человеческую сущность?» Я полагаю, что ответ на все эти вопросы должен быть отрицательным, и уверен в том, что реформа наук, которая сделает их более анархистскими и более субъективными (в смысле Кьеркегора), крайне необходима. (Против метода, с. 154) Позиция Фейерабенда считается в философском сообществе достаточно радикальной, поскольку она предполагает, что философия не может успешно описать науку в целом, как не может она и разработать метод отделения научных трудов от ненаучных сущностей, таких, как мифы. Она также предполагает, что разработанный и рекомендуемый философами «общий курс» развития науки должен быть отвергнут учёными, если это необходимо для дальнейшего прогресса. Для поддержки своего утверждения, что соблюдение методологических правил не ведет к успеху в науке, Фейерабенд приводит примеры, опровергающие заявления, будто бы (правильная) наука действует в соответствии с определёнными фиксированными правилами. Он рассматривает некоторые эпизоды в истории науки, которые считаются несомненными примерами прогресса в науке (такие, как научная революция Коперника), и показывает, что в этих случаях нарушаются все принятые в науке правила. Более того, он доказывает, что если бы эти правила соблюдались, то в рассматриваемых исторических ситуациях научная революция не могла бы совершиться. Один из критериев оценки научных теорий, который активно критикуется Фейерабендом — это критерий последовательности. Он указывает, что настаивание на том, чтобы новые теории последовательно продолжали старые теории, даёт необоснованные преимущества старым теориям, и что последовательность по отношению к старым теориям не приводит к тому, что новая теория лучше описывает действительность по сравнению с другой новой теорией, которая такую последовательность не соблюдает. То есть, если нужно выбрать между двумя одинаково убедительными теориями, то выбор той из них, которая совместима со старой, уже недействительной теорией, будет скорее эстетическим выбором, нежели рациональным. «Знакомость» такой теории учёным также может быть вредной, поскольку они не отбросят многие застарелые предубеждения при переходе к новой теории.
    Эпистемологический анархизм («анархистская теория познания») — релятивистская концепция, созданная философом науки, американцем австрийского происхождения Полом Фейерабендом и раскрытая в его работе «Против метода». Этот подход провозглашает отсутствие каких-либо универсальных критериев истинности знания, а навязывание таких критериев государством или обществом рассматривает как препятствие для свободного развития науки. Каждый ученый волен развивать свою идею, какой бы абсурдной или устаревшей она ни казалась, а каждый из нас, в свою очередь, должен быть свободен в выборе, с какими из этих теорий соглашаться и каких взглядов придерживаться.
    Приверженец эпистемологического анархизма не обосновывает никакой своей позиции и не заявляет о приверженности какой-либо общественной организации или типу идеологии. Он против всяких программ вообще.
    Предпосылки возникновения
    Концепция вырастает из критики ортодоксального научного подхода, в основе которого лежат два принципа:
    1. принцип дедуцируемости, согласно которому все успешные теории в одной и той же области обязательно должны быть совместимыми,
    2. принцип инвариантности значений, благодаря которому при включении некой новой теории Т` в тело старой теории Т, происходит коррекция значения теории Т', замена онтологии новой теории на онтологию старой. Стремление согласовать новую теорию со старой, сделать их непротиворечивыми приводит к тому, что сохраняется не лучшая, а более старая теория.
    Принципы эпистемологического анархизма
    Методологически концепция эпистемологического анархизма отражена в двух основных принципах.
    Принцип пролиферации
    Термин «пролиферация» взят Фейерабендом из биологии, где он означает разрастание ткани организма путем размножения клеток.
    Согласно этому принципу, от учёного требуется изобретать («размножать») и развивать различные концепции и теории, причем он не обязан согласовывать их с общепризнанными теориями.
    Фейерабенд предлагает действовать контриндуктивно— использовать гипотезы, противоречащие хорошо подтвержденным теориям или обоснованным экспериментальным результатам. Таким образом, по мнению автора, можно избежать ограничения научной мысли догматами, авторитетом старых теорий, стандартизированным подходом к анализу фактов и т. д. А также, создание таких гипотез поможет лучше понять общепринятые теории, которые на данный момент считаются истинными. Многие свойства и слабые места теорий обнаруживаются не при сравнении их с фактами, а при сравнении их между собой.
    Принцип несоизмеримости
    Здесь концепция эпистемологического анархизма гласит, что различные теории невозможно сравнивать друг с другом с точки зрения истинности научного знания.
    Фейерабенд считает, что создание четких универсальных стандартов в отделении истинного знания от ложного является искусственным и пагубно влияет на развитие знания.
    «Идея метода, содержащего жесткие, неизменные и абсолютно обязательные принципы научной деятельности, сталкивается со значительными трудностями при сопоставлении с результатами исторического исследования. При этом выясняется, что не существует правила — сколь бы правдоподобным и эпистемологически обоснованным оно ни казалось, — которое в то или иное время не было бы нарушено».
    — Пол Фейерабенд. «Против метода. Очерк анархистской теории познания»[1]
    Данный принцип перекликается с принципом несоизмеримости парадигм у Томаса Куна (он раскрыт в работе Т. Куна «Структура научных революций»)[2]. Научные учебники представляют развитие науки как линейный процесс накопления знания и последовательного перехода от слабых или ошибочных теорий ко все более полным и истинным. На самом деле, утверждает Кун, история науки являет собой более сложную систему. По его мнению, в истории науки присутствует ряд последовательных смен научных парадигм, которых придерживается научное сообщество. Парадигма — это некая «философия», разделяемая учеными, определенный подход к научному исследованию, общий набор символических обозначений и т. п.[2]
    Наука может пребывать в двух «состояниях»: «период нормальной науки» — когда закрепившаяся парадигма развивается, ищутся решения проблем в рамках этой парадигмы, или период «научной революции» — когда старая парадигма изживает себя и происходит выбор новой парадигмы из множества предлагаемых подходов. В период «нормальной науки» теории могут быть сравнимы между собой с точки зрения приспособленности для решения поставленных парадигмой задач. Однако, разные парадигмы между собой не сравнимы.
    В отличие от Куна, Фейерабенд вообще не допускает существования каких-либо критериев сравнения теорий или момента во времени, когда они могут быть сравнимы. Куновские два «состояния» науки для Фейерабенда только две противоположные тенденции — к сохранению и изменению. По его мнению, микрореволюции в науке происходят постоянно, а именно, когда какой-нибудь смелый ученый решается отойти от старых проверенных способов научного исследования или создает теорию, абсолютно не совместимую со старыми, и открывающую новые горизонты познания.
    Таким образом, не существует правил, по которым можно отделить истинное знание от ложного или выяснить, какая из теорий лучше или хуже. Развивая эту мысль, Фейерабенд приходит к выводу, что нельзя утверждать, что научное знание более правильно и обоснованно, чем религиозное или мифологическое. Они являются равными между собой способами познания действительности, и отвергать какой-то из них будет потерей, а не приобретением.
    «Дозволено всё» («Anything goes»)
    Согласно эпистемологическому анархизму, единственный принцип, которого стоит придерживаться — это принцип «дозволено всё» («anything goes»). Согласно ему, каждый ученый волен изобретать свою собственную концепцию и защищать ее какими угодно аргументами. Причем аргументы отбираются в произвольном порядке, согласуясь с личными интересами, желанием произвести впечатление на других, от скуки, и т. д. Они не обязаны соответствовать требованию подтверждаемости опытом, фальсифицируемости или какому-то другому, кроме требования максимальной убедительности для остальных людей. Ученый может проводить пропаганду своих взглядов любыми доступными методами.
    Отделить науку от государства
    В свою очередь, каждый из нас должен быть свободен решать — поддерживать или не поддерживать теорию или гипотезу, которую отстаивает ученый. Ни государство, ни общество не может навязать человеку критерии отделения истинного знания от ложного.
    В этой связи Фейерабенд высказывается именно за отделение науки от государства. По его мнению, стандартизированное образование, а также некие принятые для государственных научных учреждений воззрения, научные догмы, навязываемые людям, работающим в этой сфере, приводят к стагнации в науке, загоняют ее в тесные рамки.
    В свете того, что для современного Фейерабенду общества было принято отделять науку от религии, считать их непримиримыми противоположностями, он приводит в пример такую выдающуюся личность, как Ньютон. Как известно, великий физик вдохновлялся идеей Бога, религиозными космогониями. Тот факт, что для Ньютона божественное послужило предпосылкой научного, указывает на то, что верность строгого отделения науки от религии и мифа по меньшей мере не однозначна.[/spoiler:2crqrfku]

    #5108 Ответить
    andreyki
    Участник

    Пытался учавствовать с этим эссе на конкурсе, еще отправлят его на удав, но и там его не приняли. Авось перед госом почитает кто (:

    [spoiler=Аффтар — Киберчиджи
    Методологический анархизм как всеобщая методология:3jrpq6ah]Аффтар — Киберчиджи
    Методологический анархизм как всеобщая методология

    Все мы наивные материалисты, думал я. И все мы рационалисты. Мы
    хотим, чтобы все было немедленно
    объяснено рационалистически, то есть
    сведено к горсточке уже известных фактов.
    И ни у кого из нас ни на грош
    диалектики. Никому в голову не приходит,
    что между известными фактами и
    каким-то новым явлением может лежать
    море неизвестного, и тогда мы
    объявляем новое явление сверхъестественным и,
    следовательно, невозможным.

    Методологический анархизм Пола Феерабенда чаще всего рассматривают в качестве критики научной методолгии. Но если отвлечься от такого подхода и обратить взгляд на методологическую составляющую его работ её можно в них усмотреть. Неважно, что прямые указания отсутствуют, ведь в контекстуальном значении критики практически всегда содержится личная позиция автора. Ведь невозможно критиковать что-либо, не имея собственной позиции по данной проблематике.
    Читая труды Фейерабенда мы встечаем множество отсылок к научным работам к работам философов, филологов, поэтов, он апеллирует к народным верованиям, китайской медицине, наскальной живописи, находит в работах культурологов исследовавших мировоззрение отделенных от западного мира племен.
    В своей работе он показывает что различны культуры с разными мировоззрением давали обществу ценные результаты которые нельзя выбросить из истории. Наука также не была бесплодной – благодаря ей мы сегодня летаем на самолетах, разговариваем по мобильному, пользуемся компьютерами и интернетом.
    Итак, все методы, которые люди использовали в истории приводили к полезным результатам. В чем же недостаток научного? Для чего была написана специальная книга против него, которая так и называется «Против метода»? – В том, что научный метод претендует на всеобщность, а поскольку различные типы ненаучных способов познания в его не входят мы теряем право ими пользоваться в качестве истинных. Научный метод ограничивает свободу личности. Причем можно возразить, что сейчас в демократических государствах провозглашена свобода вероисповедания, свобода слова, пропаганды своих идей. Действительно, — что мешает нам жить в соответствии со своими «ненаучными» убеждениями и использовать неясные науке, противоречащие ей формы познания?
    Мешает статус науки в современном государстве. Фактически научное мировоззрение является на сегодняшний день господствующей идеологией, идеологией получающей финансовую поддержку государства. Вследствие сложившейся ситуации никогда не встанет проблема кто прав – богослов или ученый, лекарь малочисленного племени или дипломированный доктор. Любые достижения представителей ненаучного мировоззрения не могут быть истинными на одном простом основании – они не научны. Получается научная элита экспроприировала право вещать истину, право судить о истинности чего- либо. Правда исследовать весь спектр человеческой деятельности не способна.
    В такой ситуации, когда научная методология показал неспособность к общезначимости, возникает проблема подхода, основополагающего принципа, «метода» исследования мира. Также возникает вопрос: а нужен ли вообще такой метод? – Если бы он существовал наверное было бы очень неплохо. Во все века все стремились его познать – он смог бы дать ключ к всем ответам – предел мечтаний философа. В различные времена всевозможные идеологии претендовали на общезначимость, многим из них удавалось на некоторое время занять главенствующую позицию в государствах материках и относительно небольших поселениях. Но они ее теряли, теряли благодаря пытливым умам, позволившим себе думать иначе и доказавшим полезность своего подхода. Их место занимали другие. В этом заключался прогресс. Тормозом развития, наоборот выступали как раз представители главенствующей идеологии, идеологически (а иногда и политически) правящая элита. Это уроки истории.
    Относительно же научной методологии нужно сказать, что Пол Фейерабенд показывает нам, что в истории науки очень много фактов нарушения методологических норм, таких, например, как использование гипотез ad hoc, и построение на них научных теорий, в результате которых были получены новые знания. Правда, вследствие господствующего научного мировоззрения представители этих теорий вынуждены были выступать в роли ученых и маскировать свой ненаучный подход к построению «научных» теорий.
    Очевидным становится, что если использование гипотез ad hoc способно рождать новое знание, его нужно узаконить (перестать запрещать) ибо для науки оно необходимо. Необходимо для рождения нового знания.
    Для решения проблемы догматичности научных теорий Фейерабенд создает правило, названное «контриндукцией».
    Правило, согласно которому факты могут показать нам ложность или истинность теории, лежащее в основе эмпиризма должно «уравновешиваться» с помощью правила созданного на основе контриндукции противоположным правилом: гипотезы несовместимые с фактами и эмпирическим опытом следует развивать. То есть для каждого правила должен существовать его антипод, выраженный противоположным правилом.
    На первый взгляд выглядит не очень убедительно, но если учесть то, что рано или поздно любая теория остается в прошлом и ее заменяет другая, частично или полностью противоположная, то становится ясно, что альтернативные общепринятым идеи необходимо развивать в целях прогресса науки. Тем более что наличие противоположных взглядов позволяет глубже развивать общепринятые теории.
    Вывод, который можно сделать из вышеизложенного: Пол Фейерабенд берет в качестве всеобщего принципа правило: «все дозволено» которое заключается в том, что любые изыскания нашего рассудка, будь они рациональными, иррациональными, интуитивным и т.д. должны иметь право на существование. Любая методология не должна быть всеобщей т.к. неспособна идеально выполнять соответствующие задачи. Но если переформулировать утверждение «все дозволено» в «запрещено запрещать что-либо» можно увидеть, что один запрет все же остается еще и возникает парадокс. Власть науки заменяется властью анархизма. За научным мировоззрением стоит предположение, что истинную методологию есть возможность создать. Разные философы видели путь к ней по-разному, — будь то пошаговое накопление или постепенная трансформация на пути к истинности. Фейерабенд же считает, что отдавать предпочтение какой-либо теории нельзя… А если как раз она и окажется истинной? – спросят его рационалисты… Вполне возможно что вы ошибаетесь, но еще этого не осознали, — ответит научный анархист.
    По крайней мере Пол Фейерабенд создал достойную альтернативу научному методу. На данный момент какую точку зрения выбрать – вопрос личных предпочтений и…
    Очередная философская проблема.

    Список литературы:

    1.Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология, Москва. 1998 г.
    2.Никифоров А.Л. Методологическая концепция П.Фейерабенда, Вопросы философии, (1976, 8, 142-146)
    3.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. с.125-467
    4.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. с.467-523
    5.Feyerabend P.K. Against Method. Outline of an anarchistic theory of knowledge. London, 1975
    6.Feyerabend P.К. Science in a free society. London, 1978[/spoiler:3jrpq6ah]

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
Ответ в теме: 15. Методологический «анархизм» П.Фейерабенда и проблема тео
Ваша информация: