20. Основные понятия и процедуры феноменологической философи

Главная Форумы Общий Форум Коллективная подготовка к ГОСам 20. Основные понятия и процедуры феноменологической философи

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #679 Ответить
    anonymous
    Участник

    20. Основные понятия и процедуры феноменологической философии.
    Основные термины феноменологии

    Феномен
    Кант различает феномены и ноумены. Под феноменом Кант подразумевает
    явления, под ноуменом — не вещи-в-себе, которые непознаваемы, но реально
    существуют, а то, что реально не существует, но умопостигаемо.
    Гуссерль называет феноменом «явление предмета в сознании» или сам
    процесс такового «явления предметом себя» в сознании. «Всякий феномен имеет
    свою собственную интенциональную структуру, анализ которой показывает, что
    она есть постоянно расширяющаяся система индивидуально интенциональных и
    интенционально связанных компонентов»[5].

    Интенциональность

    Понятие интенциональности, заимствованное Гуссерлем в философии
    своего учителя Брентано, который, в свою очередь, заимствовал его у
    средневековых схоластов, и переосмысленное в ходе второй части «Логических
    исследований», является у Гуссерля одним из ключевых понятий феноменологии.
    В исследовании интенционального сознания акцент перенесен с «что», или
    «выносимого за скобки» бытия предмета, на его «как», или многообразие
    способов данности предмета.
    Наполнение интенции бытийным содержанием Гуссерль называет истиной, а
    ее переживание в суждении — очевидностью. Понятие интенциональности и
    интенционального сознания связываются в феноменологии Гуссерля
    первоначально с задачей обоснования знания, достижимого в рамках некой
    новой науки или наукоучения.
    Понятие интенциональности характеризует психические феномены. По
    мысли Гуссерля, сознание характеризуется направленностью на предмет. Оно
    всегда направлено на что-то, является «сознанием… о». Это отношение
    сознания зависит от него самого, а не от предмета, то есть, направленность
    сознания определяется его типом. Главное в интенциональности – момент
    соотнесенности сознания к объекту. Эта интенциональность всегда
    присутствует в акте сознания, переживания, независимо от того, существует
    ли объект, или нет.

    Эпохэ

    «Наше универсальное эпохэ заключает, как мы говорим, мир в скобки,
    исключает мир (который просто здесь есть), из поля субъекта,
    представляющего на его месте так-то и так-то переживаемый-воспринимаемый-
    вспоминаемый-выражаемый в суждении-мыслимый-оцениваемый и пр. мир как
    таковой, «заключенный в скобки» мир. Является не мир или часть его, но
    «смысл» мира. Чтобы войти в сферу феноменологического опыта, мы должны
    отступить от объектов, полагаемых в естественной установке, к многообразию
    модусов их явлений, к объектам «заключенным в скобки».»[6]
    Как полагает А.Н. Суворова, «…необходимо очистить вещь от
    характеристик, привнесенных познанием. Девиз «Возвращение к предметам»
    означает в гносеологическом плане воздержание от ноэмы, воздержание от
    суждений о свойствах предметов,- это и есть знаменитое эпохе
    Гуссерля…»[7]

    Горизонт

    Работа Гуссерля в области описания интенционального сознания приводит
    его к таким новым понятием или моделям этого сознания, как внутреннее время-
    сознание и сознание-горизонт. Внутреннее время-сознание — это предпосылка
    понимания сознания как потока переживаний. Исходным моментом в этом потоке
    является точка «теперь» настоящего времени, вокруг которой — в горизонте
    сознания — собраны только-что-бывшее и возможное будущее. Сознание в точке
    «теперь» постоянно соотнесено со своим временным горизонтом. Эта
    соотнесенность позволяет воспринимать, вспоминать и представлять нечто
    только возможное.
    По мнению А.Н. Суворовой, «… горизонт означает точку, из которой
    временит будущее, следовательно, горизонт — это уже не точка, а основание
    будущего. Жизненный мир и горизонт — формы актуальностей, в которых
    сконцентрированы формы будущности. Очень упрощенно можно различить
    жизненный мир и горизонт как актуально-пространственный и актуально-
    временной аспекты жизнепереживания, как интерсубъективные (пространственные
    и временные, соответственно), условия встречи сознания с предметом»[8].

    Конституирование

    Понятие конституирования — еще одно важнейшее понятие феноменологии.
    Источником конституирования центров свершений актов сознания является «Я».
    Предмет, явленный сознанию в многообразии способов его данности,
    обретает в процессе конституирования свое содержание или бытие. «Нечто»
    явления или феномена превращается в конкретность вещи.

    Ноэма и Ноэзиз

    Ноэзис и ноэма (греч. «мышление» и «акт мышления» соответственно) —
    понятия, фиксирующие модус процессуальности интенциального сознания (ноэзис
    как «я мыслю») и объективное содержание мышления (ноэма как
    конституированный в мышлении объект). Эти понятия были введены в оборот
    Платоном. Аристотелем мышление трактовалось как комбинаторика ноэм, а
    истина как их адекватное сочетание. В феноменологии Гуссерля «ноэзис» и
    «ноэма» стали обозначать понятийные структуры, посредством которых
    сознание анализируется, исходя из его существенных структурных моментов.
    Ноэзис является моментом интенционального свершения актов сознания или
    способом данности предмета. Он содержит два компонента: компонент ощущения
    и компонент смыслообразования. Ноэма представляет собой интенциональный
    коррелят ноэзиса. Она фиксирует наполнение интенции содержанием восприятия.
    Это содержание или бытие предмета является идентичным в многообразии
    способов данности предмета или в множестве конкретных ноэтических
    переживаний.
    Единство ноэмы и ноэсиса определяется синтезирующей деятельностью
    сознания, при которой целостность предмета обеспечивается целостностью
    сознания.
    Как считает А.Н. Суворова, «… «Значение предмета» в понимании
    Гуссерля, т.е. как «смысл предмета», есть «ноэма»… т.е. мысленное
    содержание о предмете, или, другими словами, предметное содержание
    мысли.»[9]

    Жизненный мир

    Понятие мира, первоначально в форме «естественного понятия мира», а
    затем, как «жизненный мир», является отдельной темой феноменологии. К этой
    теме обращались Хайдеггер (бытие-в-мире и понятие мирности мира), Мерло-
    Понти (бытие-к-миру), Гурвич с его проектом мира доксы и эпистемы, Шюц с
    его проектом феноменологически-социологического исследования построения и
    устройства социального мира. У Гуссерля это понятие тесно связано с такими
    понятиями, как интерсубъективность, телесность, опыт Чуждого и телеология
    разума. Первоначально мир выступает самым общим коррелятом сознания или
    самой обширной его предметностью. Это, с одной стороны, мир науки и
    культуры, с другой — основание всякого научного представления о мире. Мир
    находится между субъектами этого мира, выступая средой их жизненного опыта
    и придавая этому жизненному опыту определенные формы.
    «Гуссерль правильно ставит вопрос о связи философии и наук с
    фундаментальными сферами человеческого практического опыта. Эта связь у
    Гуссерля привела к введению понятия «жизненного мира», под которым он
    понимает сферу известного всем, непосредственного, очевидного. Он пишет:
    жизненный мир — это «совокупность верований, к которым относятся с доверием
    и которые рассматриваются как безусловно значимые и практически
    апробированные до всех потребностей научного обоснования». Жизненный мир,
    по словам Гуссерля, есть не что иное, как мир простого мнения — Doxa, к
    которому по традиции стали относиться так презрительно. Теперь Гуссерль
    признает «жизненный мир» основой всякого объективного познания. Жизненный
    мир выступает своего рода горизонтом, предпосылкой всякой действительной и
    возможной практики. Жизненный мир первичнее любого опыта и научного
    познания…»[10]

    Интерсубъективность

    Интерсубъективность есть условие возможности мира, как и условие
    объективности всякого знания, которое в «жизненном мире» из «моего»,
    субъективного, превращается в «принадлежащее всем» — объективное.

    Основные методы феноменологии

    Феноменологический метод состоит в том, чтобы слиться с потоком
    сознания непосредственным образом.
    По мнению А.Н. Суворовой, «… понятие о предмете в настоящей науке
    должно пройти горнило феноменологической редукции, в результате которой
    Предмет (его можно писать уже с большой буквы), очищен от причинно-
    следственных связей с другими предметами, отделен от целей человека, где он
    выполняет определенную функцию. Очищенный предмет уже никак не связан с
    результатами чьей-то деятельности и не является продуктом каких-то сил. Это
    — чистый Предмет науки, предмет как таковой. Это означает: обрести
    феноменологический взгляд на вещи, что сам Гуссерль называл «назад, к
    предметам!»…»[11]
    Сам Гуссерль пишет: «… феноменолог, который хочет лишь фиксировать
    феномены и познавать исключительно свою собственную «жизнь», должен
    практиковать эпохэ. Он должен наложить запрет на любую обычную объективную
    «позицию» и отказаться от любого суждения, касающегося объективного мира.
    Опыт сам по себе останется таким, каким он был, опытом этого дома, этого
    тела, этого мира в целом, в том или ином присущем ему образе. Ибо
    невозможно описать никакое интенциональное переживание, пусть даже оно
    является «иллюзорным», переживанием самопротиворечащего суждения и т.п., не
    описывая того, что, как таковое, присутствует в переживании как объект
    познания…»[12]

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
Ответ в теме: 20. Основные понятия и процедуры феноменологической философи
Ваша информация: