31. Учение о "вечной религии" РАДХАКРИШНАНа САРВЕПАЛЛИ

Главная Форумы Общий Форум Коллективная подготовка к ГОСам 31. Учение о "вечной религии" РАДХАКРИШНАНа САРВЕПАЛЛИ

  • В этой теме 1 ответ, 2 участника, последнее обновление 6 месяцев назад сделано andreyki.
Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #685 Ответить
    andreyki
    Участник

    РАДХАКРИШНАН, САРВЕПАЛЛИ (Radhakrishnan, Sarvepalli) (1888–1975), индийский философ, религиовед, общественный и политический деятель, один из представителей неоиндуизма. Родился 5 сентября 1888 в Тиррутани (штат Андхра-Прадеш) в образованной брахманской семье, получил традиционно индийское и европейское образование. В 1918–1921 Радхакришнан профессор университета Майсура, в 1921–1931 профессор университета Калькутты, в 1931–1936 вице-президент Андхрского университета, в 1938–1948 Бенаресского индуистского университета; в 1946–1952 глава индийского представительства в ЮНЕСКО, в 1949–1952 посол Индии в СССР, в 1953–1962 президент Делийского университета; в 1952–1962 вице-президент Индии; в 1962–1967 президент Индии. Умер Радхакришнан в Мадрасе 17 апреля 1975.
    Радхакришнан – автор многочисленных лекционных курсов (читавшихся как в Индии, так и за ее пределами – преимущественно в Англии и США) и книг. В двухтомной Индийской философии (1923–1927) глубокая эрудиция сочетается с сознательно применяемым компаративистским подходом. Книга Индийский образ жизни (1927) предназначалась для западной аудитории: индуистская ментальность предстает здесь как «религиозность субъекта» – в противоположность «религиозности объекта» иудаизма, христианства и ислама; индийская ментальность в целом – как интуитивизм, направленный на «реализацию» истины в противоположность рационализму западной мысли, ориентированной на ее умозрительное усвоение; здесь же предпринимается современная трактовка ключевых индуистских понятий «кармы», «сансары», «дхармы» и т.д., типичное для всего неоиндуизма; индуизм вполне сочетаем, по Радхакришнану, с откровениями основателей мировых религий. В книгах Идеалистический взгляд на жизнь (1932) и Восточные религии и западная мысль (1939) Радхакришнан выражает убежденность в единстве общемирового философского идеализма – от Платона до Беркли и Гегеля, которому соответствует идеализм веданты. Сочетание западного сциентизма и индийского мистицизма (под эгидой веданты) могло бы создать возможности для мирового духовного синтеза. В подробно комментированном переводе сутр веданты Брахма-сутра: философия духовной жизни (1960) Радхакришнан, переводивший также и Бхагавадгиту, и основные Упанишады, выступает в амплуа основателей школ средневековой веданты, которые комментировали все «три сокровища» ведантийской традиции.

    Сквозная идея едва ли не всех сочинений Радхакришнана – создание грандиозных синтезов – «вечной религии» и «вечной философии», которые должны включить в себя лучшие достижения мировой религиозной и философской мысли. «Вечная религия» есть «санатана дхарма» (букв. «извечная дхарма»), лежащая за пределами всех конкретных религий, которые сами по себе, вне этого «ядра», являются пустыми оболочками, способными только разделять людей. «Вечная философия» (или «универсальная философия») также включает мысль и «пророков Упанишад», и Будды, и Платона с Плотином, а также все лучшее в мировой философии.

    БХАГАВАДГИТА; ВЕДЫ; ДХАРМА; ИНДУИЗМ; КАРМА; МАДХВА; РАМАНУДЖА; САНСАРА; ТРИМУРТИ; ШАНКАРА.

    ЛИТЕРАТУРА
    Индийская философия, тт. 1–2. М., 1956–1957
    Аникеев Н.П. Философские и социологические взгляды С.Радхакришнана. – В кн.: Современная философская и социологическая мысль стран Востока. М., 1965
    Литман А.Д. Философская мысль независимой Индии. М., 1966
    Литман А.Д. Сарвепалли Радхакришнан. М., 1983
    Эсхатология (О будущей жизни души). Киев, 1993[/spoiler:v3agyymh]

    #5126 Ответить
    anonymous
    Участник

    Мировоззрение

    Радхакришнан с самого детства верил в реальность потустороннего мира, лежащего за поверхностью явлений. Получив европейское образование в колониальных учебных заведениях, он высоко ценил западную философию, но с самого начала научной деятельности выступил пропагандистом традиционной философии Индии, доказывая, что она находится по меньшей мере на таком же уровне, как и западная. В магистерской диссертации он выступил против распространенного тогда в Европе мнения, что индийская философия вообще и веданта в частности совершенно не интересуется этическими проблемами. В последующих своих публикациях и особенно в труде «Индийская философия» он старался непредвзято давать изложение точек зрения разных школ, но тем не менее не мог удержаться от оценки их с позиций той философии, которую сам разделял, — адвайта-веданты. Критически относясь к ритуалистическим и догматическим тенденциям в индуизме, он подчеркивал те аспекты, которые приемлемы для западного стиля мышления: антиритуалистическую, чисто духовную направленность Упанишад, попытки многих школ смягчить суровость кастового строя и дать членам низших каст возможность заниматься практикой самоосвобождения. Отмечая близость буддизма к западным учениям агностического и позитивистского толка, он писал, что человеческий ум всё же не может уйти от «сугубо академических» онтологических проблем и замкнуться только на практически полезном: мы неизбежно будем пытаться дать ответы даже на, казалось бы, совершенно неразрешимые вопросы бытия. Отрицательно относясь к материализму, он старался и к нему быть справедливым: не исключал, что взгляды древнеиндийских материалистов были искажены позднейшими комментаторами-идеалистами и что на самом деле индийский материализм не был так грубо гедонистичен.
    Занимая руководящие университетские посты в колониальной Индии и участвуя в строительстве Индии независимой, Радхакришнан вводил преподавание естественнонаучных и технических дисциплин (колониальная британская администрация придала индийскому образованию сугубо гуманитарный характер, не подпуская «туземцев» к современной технике). Протестуя против европоцентристского пренебрежения к индийской культуре, он выступал и против консервативных, антизападных сил в Индии. Он писал: «Лично я не сомневаюсь в том, что все попытки с индусской или мусульманской стороны противостоять современной научной и промышленной цивилизации обречены на провал, и я буду смотреть на этот провал без сожаления»[3].
    Радхакришнан был убежден, что все вероучения по сути своей едины. Он считал, что развитие мировой религиозной и философской мысли должно привести к появлению универсальной религии, универсальной философии и универсальной морали, и фундаментом их должна будет служить адвайта-веданта.

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
Ответ в теме: 31. Учение о "вечной религии" РАДХАКРИШНАНа САРВЕПАЛЛИ
Ваша информация: