№42 Гносеология марксизма! теория истины и ее критерии

Главная Форумы Общий Форум Коллективная подготовка к ГОСам №42 Гносеология марксизма! теория истины и ее критерии

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #653 Ответить
    off
    Участник

    что то типа того

    42. Вклад марксистской гносеологии в классическую концепцию истины.

    Марксистская гносеология существенно обогатила материалистический вариант классической концепции. Дальнейшее её развитие классиками марксизма состояло в обосновании объективного характера истины, который определяется объективностью материального мира. Истина не существует вне человеческого познания и, в этом смысле, она зависит от субъекта познания. Соответствие и несоответствие результатов познавательного процесса материального мира определяется объективной реальностью. Творческое воображение с помощью концептуальных средств создаёт разнообразные картины реальности. Что в этих картинах истинно, а что — ложно, не зависит ни от отдельного человека, ни от всего человечества. И в этом смысле истина — объективна. Отдельные люди и даже целые народы могут увлекаться некоторой доктриной, верить в неё и страстно желать, чтобы весь мир считал её за истину. Но она будет объективно ложной, если не будет соответствовать реальному положению вещей. Рано или поздно это может обнаружиться. Признание объективного характера истины — одно из принципиальных отличий марксистской теории истины от прагматической теории. Таким образом, истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, которое воспроизводит реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике её развития. В.И. Ленин в работе «Философские тетради» писал: «Неподвижное тождество, имеющее свою противоположность в различии, обращается в одностороннюю определённость, которая как таковая лишена истинности и содержит лишь формальную, абстрактную, неполную истину». Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Отражение природы в мысли человека надо понимать не «абстрактно», не без движения, не без противоречий, а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и их разрешения. В своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин приводит три гносеологических вывода: — существуют вещи независимо от нашего сознания, не зависимо от нашего ощущения, вне нас; — решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет и быть не может. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что ещё не познано; — в теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, то есть не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным. Все материалисты признают познаваемость вещей в себе. Познание человека отражает абсолютную истину, а практика человечества, проверяя наши представления, подтверждает в них то, что соответствует абсолютной истине. Материалисты считают, что чувства дают нам верные изображения вещей, что мы знаем самые эти вещи, что внешний мир воздействует на наши органы чувств. Для материалиста «фактически дан» внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста «фактически дано» ощущение, а весь внешний мир объявляется «комплексом ощущений». Для агностика «непосредственно дано» тоже ощущение, но агностик не идёт дальше ни к материалистическому признанию реальности внешнего мира, ни к идеалистическому. Из слов Энгельса видно, что для материалиста реальное бытие лежит за пределами «чувственных восприятий», впечатлений и представлений человека, для агностика за пределы этих восприятий выходить невозможно. Нельзя быть материалистом, не решая утвердительно вопрос о существовании вещей вне нашего сознания. Но можно быть материалистом при различных взглядах на вопрос о критерии правильности тех изображений, которые доставляют нам чувства. «Классическая» концепция истины — это соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного или интеллектуального постижения и характеризуемая с точки зрения её достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в её информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.

    ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ. «Истина есть великое слово и ещё более великое дело. Если дух и душа человека ещё здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь», — эти слова Гегеля ярко и патетически выражают мысль, что истина столь же судьбоносна и значима для человека, как сама жизнь, счастье и любовь, что истина имеет отношение не просто к нашему познанию, но и к самому бытию, к самому существованию человека. Это понимать надо так: истина здесь, рядом с нами. Не видеть этого — значит обречь себя на вечную бессмысленность бытия. 2.1. Истина как результат и цель познания. Непосредственная цель познания — это истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Истина является результатом познания. а). Понятие истины. Истина как понятие — это наиболее адекватное понимание мира. Это наилучшее мировоззрение. Но единой для всех истины не бывает, как не бывает и единого мировоззрения. Например, научная истина — это научная картина мира, которая постоянно меняется, но остаётся единой её материальная сущность, её основа.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
Ответ в теме: №42 Гносеология марксизма! теория истины и ее критерии
Ваша информация:




by