7. Неокантианство. Е.Кассирер, В.Виндельбанд, М.Риккерт.

Главная Форумы Общий Форум Коллективная подготовка к ГОСам 7. Неокантианство. Е.Кассирер, В.Виндельбанд, М.Риккерт.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #673 Ответить
    anonymous
    Участник

    7. Неокантианство. Е.Кассирер, В.Виндельбанд, М.Риккерт.
    Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков. Центральный лозунг неокантианцев («Назад к Канту!») был сформулирован Отто Либманом в работе «Кант и эпигоны» (1865) в условиях кризиса философии и моды на материализм. Неокантианство подготовило почву для феноменологии. Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта, а также повлияло на формирование концепции этического социализма. Особенно много сделали кантианцы в деле обособления естественных и гуманитарных наук. Первые используют номотетический метод (генерализирующий — основанный на выведении законов), а вторые — идиографический (индивидуализирующий — основанный на описании эталонных состояний). Соответственно и мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причем культуру организовывают ценности. Отсюда именно неокантианцами была выделена такая философская наука как аксиология.
    Школы неокантианства
    В неокантианстве различают Марбургскую школу, занимавшуюся преимущественно логико-методологической проблематикой естественных наук, и Баденскую школу (Фрайбургскую, Юго-западную), сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла.
    • Баденская школа: Генрих Риккерт, Вильгельм Виндельбанд.
    • Марбургская школа: Герман Коген, Пауль Наторп, Эрнст Кассирер, Николай Гартман.
    Эрнст Кассирер (нем. Ernst Cassirer; 28 июля 1874, Бреславль, ныне Вроцлав — 13 апреля 1945, Принстон, Нью-Джерси, США) — немецкий философ и культуролог, представитель Марбургской школы неокантианства.
    Научная деятельность
    В начале своей деятельности занимался философскими проблемами естествознания. Разрабатывал теорию понятий, или «функций». После 1920 года создавал оригинальную философию культуры. Вслед за Г. Когеном и П. Наторпом Кассирер устранял из кантовской системы понятие «вещи в себе» как одного из двух (наряду с субъектом познания) факторов, созидающих мир «опыта». По Кассиреру, материал для построения «опыта» («многообразие») создаётся самой мыслью. Соответственно пространство и время перестают быть созерцаниями (как у Канта) и превращаются в понятия. Вместо кантовских двух миров, по Кассиреру, существует единый мир — «мир культуры». Идеи разума из регулятивных становятся, как и категории, конститутивными, то есть созидающими мир принципами. Кассирер называет их «символическими функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные с «божественным» в человеке. Разнообразные сферы культуры, называемые Кассирером «символическими формами» (язык, миф, религия, искусство, наука), рассматриваются как самостоятельные образования, не сводимые друг к другу. Философия культуры Кассирера определяет и идеалистическое понимание им человека как «животного, созидающего символы». Идеи Кассирера, прежде всего его учение о «символических формах», оказали определяющее влияние на исследования по истории культуры марбургской школы.
    Вильге́льм Виндельба́нд (нем. Wilhelm Windelband; 11 мая 1848, Потсдам — 22 октября 1915, Гейдельберг) — немецкий философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства.
    Профессор в Цюрихе (1876), Фрейбурге (1877), Страсбурге (1882) и Гейдельберге (1903).
    Виндельбанд известен следующими трудами по истории философии:
    «История древней философии», 1888; рус. пер. 1893;
    «История новой философии», Bd 1—2, 1878—80; рус. пер., Т. 1—2. 1902—05.
    В них философские системы прошлого излагаются с кантианских позиций. Виндельбанд устраняет из учения Канта «вещь в себе», пытаясь таким образом преодолеть дуализм его философии субъективистским путём. Философию Виндельбанд определяет как «… критическую науку об общеобязательных ценностях» («Прелюдии», СПБ, 1904, с. 23), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем. Ценности понимаются Виндельбандом как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», Виндельбанд сводит социальные проблемы к этическим. Дуализм мира действительности и мира ценностей он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных. Разрабатывая методологию наук, Виндельбанд расчленил науки на:
    • номотетические, имеющие дело с законами, и
    • идиографические, изучающие единичные явления в их неповторимости.
    Генрих Риккерт (нем. Heinrich Rickert; 25 мая 1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша — 25 июля 1936, Гейдельберг) — немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. С 1894 года профессор Фрайбургского, с 1916 — Гейдельбергского университетов. Философская позиция Риккерта претерпела сложную эволюцию:
    • вначале он анализирует гносеологические проблемы (предмет познания, классификация наук),
    • позднее строит систему философии как теории ценностей,
    • в конце жизни стремится обосновать онтологию и метафизику.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
Ответ в теме: 7. Неокантианство. Е.Кассирер, В.Виндельбанд, М.Риккерт.
Ваша информация: