И еще раз о стилях:
Фолк-рок — музыкальный жанр, сочетающий элементы фольклорной и рок-музыки. Основоположники — The Byrds («Mr Tambourine Man», 1965); другие ранние представители — Боб Дилан, The Band, Buffalo Springfield, Саймон и Гарфанкел.
Американский фолк-рок 1960-х
В первоначальном и наиболее узком смысле, этот термин относится к музыкальному стилю образовавшемуся в США и Канаде в середине 60-х гг. Музыкальное содержание стиля выражалось сильной вокальной составляющей и, относительно, «чистым» (без использования различных дополнительных электронных эффектов и приспособлений, искажающих звук) подходом к использованию электронных инструментов. Репертуар музыкантов этого стиля формировался под влиянием фольклорных источников, а еще чаще вдохновлённых фольклорной музыкой певцов и композиторов, таких как Боб Дилан, Пит Сигер, позднее — Джони Митчелл и Нил Янг. Основные представители названы выше — это The Byrds, The Band, Buffalo Springfield, Саймон и Гарфанкел.
Британский фолк-рок
Эта первоначальная форма фолк-рока напрямую привела к формированию отдельного, эклектичного стиля британского фолк-рока (также называемого «электрическим фолком» (англ. electric folk)). Пионерами этого стиля в конце 60-х стали Pentangle и Fairport Convention. Начиная с североамериканской формы фолк-рока, Pentangle, Fairport Convention и другие похожие группы постепенно концентрировали элементы традиционной британской фольклорной музыки. В то же время, в Бретани, Алан Стивелл (Alan Stivell) начал смешивать свои бретонские корни с ирландскими и шотландскими и рок-музыкой. Очень скоро после этого, бас-гитарист Fairport Convention Эшли Хатчингс (Ashley Hutchings) собрал группу Steeleye Span вместе с приверженцами традиционной британской фольклорной музыки, которые хотели попробовать усилить свою музыку электронными инструментами, а позднее непосредственно элементами рок-музыки.
Это, в свою очередь, породило другие варианты: самостоятельно развивавшийся английский фолк-рок группы Albion Band и некоторые сольные работы Ронни Лейна (Ronnie Lane), и более плодовитое течение кельтского фолка, сочетающее элементы традиционной музыки Ирландии, Шотландии, Корнуолла и Бретани. По крайней мере, в первой половине 1970-х гг, кельтский рок стоял ближе к фольклорным корням, основываясь на использовании традиционных мелодий кельтской скрипки и губной гармошки, а также традиционных вокальных стилей, но дополняя музыку характерными року приемами.
Современный фолк-рок
В более широком смысле, фолк-рок включает появившиеся позднее музыкальные жанры и движения, испытавшие влияние фольклорной музыки в англоговорящем мире и, в меньшей степени, во всей Европе. Как и для любого жанра, для фолк-рока трудно определить четкие границы. Фолк-рок может склоняться и в сторону фолка, и в сторону рока в использовании музыкальных инструментов, стиле, особенностях вокального исполнения и выборе материала для музыки. В то время как корни фолк-рока находятся среди музыки белого англоговорящего населения Северной Америки, не существует четкого разграничения того, фолк-музыку каких культур следует считать повлиявшими на него. Термин Фолк-рок обычно не применяется для характеристики рок-музыки основанной на блюзе или другой афроамериканской музыке (кроме той, которую «продвигают» сторонники возрождения фолк музыки), также как не применяется к рок-музыке каджунов, ни к музыке (особенно после 80-х гг.) не европейской фолк-культуры. Эти стили обычно классифицируются как «мировая музыка» (англ. world music).
К современному фолк-року относятся такие группы как Aaron Sprinkle, The Tossers, The River Bends, One Star Hotel, Tegan & Sara и другие.
Исполнители фолк-рока
Все перечисленные далее группы и музыканты содержат в своей музыке одновременно значительные элементы фолка и рок-музыки.
Исполнители и композиторы
Некоторые исполнители и авторы песен четко ассоциируются с фолк-роком. Среди тех, кто начинал творчество с фолк музыки, а позднее включил в нее элементы рока:
Леонард Коэн (Leonard Cohen)
Донован (Donovan)
Джон Денвер (John Denver)
Боб Дилан (Bob Dylan)
Йони Митчелл (Joni Mitchell)
Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen)
Эса Пакаринен (Esa Pakarinen)
Фил Окс
Ричард Томпсон (Richard Thompson)
Алан Стивелл (Alan Stivell)
Джеймс Тейлор (James Taylor)
Шон Филлипс (Shawn Phillips)
Кроме них, другие музыканты (обычно из более молодого поколения) в большей степени начинали смешивать элементы рока и фольклора с самого начала карьеры:
Джоната Брук (Jonatha Brooke)
Джим Крок (Jim Croce)
Нил Янг (Neil Young)
Джиллиан Велч (Gillian Welch)
Джоэл Спрейберри (Joel Sprayberry)
Мэтт Коста (Matt Costa)
Другие фолк-рок группы
Канадские группы Spirit of the West и Great Big Sea связывают со звучанием фолк-рока характерного оригинальному североамериканскому фолк-року.
The Picts (Шотландия)
The Duhks (Канада)
Energy Orchard
Viikate (Финляндия)
Garmarna (Швеция)
Gordon Giltrap
The Grapes of Wrath
Great Big Sea (Канада)
Gordon Lightfoot
Gundula Krause
Sufjan Stevens
Kazuki Tomokawa (Япония)
The Levellers
Roaring Jack (Австралия)
Ruby Blue
Runrig
Spirit of the West
Weddings Parties Anything (Австралия)
Энди Уайт (Andy White) — певец и композитор
World Party
Spiral Dance (Австралия)
The Bedridden (Австралия)
Los Jaivas (Чили)
Andre Pannenbaecker (Германия)
Русскоязычный фолк-рок
Русскоязычный фолк-рок чаще всего основывается на традиционной славянской фольклорной музыке и песнях, а также часто копирует или развивает традиции кельтского фолк-рока. Также как в англоязычном фолк-роке, нередко возникают трудности с классификацией тех или иных групп или исполнителей, а также с отнесением их к фолк-року. Например, группа Рада и Терновник смешивает элементы психоделической, этнической, рок-музыки и др. Далее перечислены известные русскоязычные рок-группы исполняющие фолк-рок или содержащие его в своем творчестве.
Митя Кузнецов [1]
Разнотравие
Внуки Святослава[2]
Башня ROWAN[3]
Ва-Та-Га[4]
Рада и Терновник[5]
Тролль Гнёт Ель[6]
Мельница[7]
Канцлер Ги
Сауроныч
Reelroadъ[8]
The Dartz[9]
Mervent[10]
Telenn Gwad[11]
Наследие Вагантов[12]
Сильфы[13]
Видеть Пчелу[14]