Происхождение, этимология

Главная Форумы Общий Форум Флэйм… Происхождение, этимология

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #644 Ответить
    mara
    Участник

    Меня довольно часто мучают вопросы о происхождении чего бы то ни было, вот решила тему даже завести, может кому-то будет интересно просто так почитать, а еще лучше дополнить.
    В последние дни ( вернее пару недель уже) не выходили из головы два вопроса. Как-то проходя мимо Соборки, звенели колокола, и с тех пор возник вопрос, а кто их изобрел, как раньше использовали(хотя проходила мимо множество раз, и не задумывалась…), вот наткнулась на небольшую статью. Получается что, и тут христианство взяло все готовое…

    «История колоколов ведет свое начало с бронзового века. Древнейшие предки колокола — бубенец и колокольчик были обнаружены учеными в быту многих народов: египтян, евреев, этрусков, скифов, римлян, греков, китайцев.

    В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 — 11 веков до н.э. размером 4,5 — 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. увлечение колокольной музыкой сделалось в Китае так велико, что потребовались целые наборы колокольчиков.
    Слева — китайский колокольчик времен династии Чанг (Chang) 16-11 в. до н.э., диаметр 50 см;
    справа — барельеф на террасе в Персеполисе (Иран), 5 век до н.э.

    Однако в литературе иногда, как наистарейший, упоминается хранящийся в Британском музее ассирийский колокольчик времен Салманассара II (860 — 824 г.г. до н.э.), обнаруженный при раскопках дворца Ниневии.

    Египтяне пользовались колокольчиками в обрядах, посвященных праздникам бога Осириса.

    Римляне применяли их для призыва прислуги и рабов, военных сигналов, сбора народа на общественные собрания, при жертвоприношениях и, наконец, ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов. В Древнем Риме колокольный звон служил также сигналом для поливания улиц в полуденный зной.
    На снимке — колокол из Геркуланума, 1 век н.э.

    У древних греков колокола связаны с оракулом в Додоне. Их также вывешивали на городских стенах и звонили в них при похоронах.

    Наиболее раннее упоминание о колоколах встречается у греческого географа Страбона (63? г. до н.э.- 19 г. н.э.) и греческого историка Полибия (212/205 — 130/123 г.г. до н.э.), а несколько позднее их очень подробно описывает Иосиф Флавий (37г. — ?) в еврейских антиквариях.

    Древние колокольчики клепали из листов металла. Позднее, с изобретением литья, их стали отливать. Но традиция клепаных колокольчиков сохранилась кое-где до сих пор, в основном, в изготовлении колокольчиков для скота (как, например, в Испании).
    Здесь представлен колокол Святого Патрика, 5 век, Национальный музей Ирландии, Дублин

    В Европе с I века до н.э. и в последующие века небольшой колокол высотой около 20 см выполнял следующие функции: его сигнал в Бонне означал начало уборки улиц; в Этампе (Франция) последний удар колокола назывался «Преследователь гуляк»: после него тушили городские огни; в Турине (Италия) имелся «Хлебный колокол» для домохозяек; в средневековой Англии колокол сопровождал похоронную процессию; а в Бовене (Франция) существовал колокол, объявлявший о начале торговли рыбой, он так и назывался — «Торговка рыбой».

    Первое применение колокола для христианского богослужения приписывают Святому Павлину, епископу Ноланскому (353 — 431), а введение «колокольного звона» в католических обрядах — папе Савиниану (5?? — 604/606).

    В VI веке стали изготавливать колокола в Европе, занимались этим сначала монахи, потом появились литейные мануфактуры. Интересно, что и сегодня в небольшом немецком местечке Рамзах, что рядом с городом Мурнау в Баварии звонит колокол, изготовленный в VIII веке в Шотландии. Он являются старейшим в Германии. Этот колокол прибыл с монахами-миссионерами в тогда еще языческую Баварию. А старейшая мануфактура в мире по литью колоколов «WHITECHAPEL», почти 500 лет (до наших дней) не прекращающая своего производства, внесена в «Книгу рекордов Гиннесса».
    На снимке — колокол Теофилиуса, 11 век, музей колоколов, г.Апольда (Германия)

    В Византии колокола появились в конце IX века, когда по просьбе императора Василия I Македонянина (867 — 886) венецианский дож Орсо I прислал в Константинополь 12 колоколов для церкви Святой Софии.

    На Руси о колоколах впервые упоминается в летописях 988 года, что дает основание предполагать, что сами колокола появились еще раньше. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы. В XV веке В России появились собственные заводы по отливке колоколов. А органичное включение звонов в христианский православный обряд стало решающим фактором их распространения и развития. И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона — языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров.
    (О размахе колокололитейного дела в России можно судить по фотографии с Нижегородской ярмарки — иллюстрация справа,
    слева — било из Валдайского музея колоколов).

    К колоколам на Руси относились особо, почти как к живым существам. Им давали собственные имена («Царь-колокол» в Московском Кремле), узнавали по голосам («Сысой», «Полиелей», «Лебедь» — в Ростовском кремле), наказывали и ссылали («Угличский»). Подробнее об истории церковных колоколов — в статье И.В.Стародубцева «Из истории церковных колоколов».

    А еще было типично русское явление — ямщицкие колокольчики. В конце XVIII века в России учредили «образцовую почту». Но западный почтовый рожок не прижился на русской земле. Доподлинно не известно, кто прицепил на дугу почтовой тройки колокольчик, но случилось это приблизительно в 70-е годы XVIII века. Первый центр производства таких колокольчиков был на Валдае, а их появление легенда связывает с якобы разбившимся здесь Вечевым новгородским колоколом. Подробнее об этом можно узнать на очень интересном сайте Валдайского музея колоколов

    В советские годы тысячи русских культовых колоколов были варварски уничтожены, а литье их прекращено. 20-е годы XX века стали последними и в истории колокольчиков: поддужных, пожарных, станционных… К счастью, в наши дни искусства колокольного литья и колокольного звона возрождаются. А коллекционеры сохранили в своих собраниях колокольчики ямщицкие, свадебные, коридорные, бубенцы, ботала, ропотни и гремки. Недавно Валдайскому музею колоколов частным коллекционером передан в дар редчайший пирамидальный бронзовый колокольчик предположительно II века н.э., найденный неподалеку от Керчи.

    А как велико разнообразие сувенирных колокольчиков — и не рассказать. Нет пределов в этом деле, как нет предела таланту и фантазии художника и мастера.

    Апрель 2002г.

    Источники:
    М.И. Пыляев «Исторические колокола», Исторический вестник, СПб, 1890, т.XLII, октябрь (статья перепечатана в сборнике «Знаменитые колокола России», М., «Отечество-Крайтур», 1994).
    Н. Оловянишниковъ «История колоколов и колокололитейное искусство», издание т-ва П.И. Оловянишникова и сыновей, М., 1912.
    Percival Price «Bells and Man», New York, USA, 1983.
    Edward V.Williams «The Bells of Russia. History and Technology», Princeton, New Jersey, USA, 1985.
    Ю. Пухначев «Колокол» (статья), журнал «Наше наследие» № V(23), 1991.
    Сайт Валдайского музея колоколов
    Сайт мануфактуры «WHITECHAPEL»
    http://www.decorbells.ru/history_bells.htm

    #5081 Ответить
    mara
    Участник

    А второй вопрос, о происхождении слова человек, но это весьма запутанная история…

    Происхождение слова «человек»

    Можно выделить несколько версий происхождение слова «человек».
    1.На старославянском слово человек звучит как человече, и состоит из двух слов, чело — лоб, и вече, здесь вече – народное собрание на Руси в X — начале XVI вв, сходка взрослых домохозяев, жителей одного города, которое решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д..

    2. c^elove^kъ или сокращенное из него — *c^ьlove^kъ, откуда происходит латышское cilve,~ks человек. Первая часть — c^еlо- — сближается с че/лядь, далее — с древне-индийским ku/lam «стадо, множество, семья, род», греческим tљloj «толпа», ирланским cland, сlаn «потомство, род», литовским kiltis, kiltis «род». Во второй части усматривают родственное литовское vai~kas «мальчик, ребенок», латышское vaiks — то же, древне-прусское waiх «слуга».

    3.Происходит от старословянского (православного) целовече, и состоит из двух слов, цело-целое, вече-сбор, то есть слово человек обозначает собранное в целое, в единое. То есть человек это есть живое существо объединяющее в себе одновременно Тело, Душу, Дух.

    4.В этимологическом словаре А. Преображенского можно найти и такое: “чело — соотв. цел. – (целый – здоровый); — век – сила; след., значит обладающий полной силою”, [Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка., том второй., П-Я, М., ГОСИЗДАТ, 1959, с.1284.].
    В древнерусской литературе слово «человек» впервые встречается «Моление Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу», возникший в начале XIII века. — представляет собой послание некоего Даниила к князю Переяславля северного Ярославу Всеволодовичу.
    В дальнейшем трансформировалось: в русское «человек» и значением существо, имеющее лицо свое обращенным вверх, к небу, как цели бытия и будущему жилищу (Церковный Словарь протоирея Г. Дьяченко, 1900); и украинское ЧОЛОВІК, -а, ч. с несколькими значениями: 1. Особа мужского пола; прот. женщине. 2. Женатый муж. 3. То же, что люди. // Используется при счете и указании определенного количества людей. 4. устар. крестьянин.
    Значение слова «человек» развили русские космисты. «Человек как таковой есть творец. Элемент творчества имманентно присущ человеческой жизни. Человек в этом смысле может быть определен как существо, сознательно соучаствующее в Божьем творчестве» (Лосский Н.О.). «Человек — призван к царственной и творческой роли в мире, к продолжению творения; сотворен по образу и подобию Божьему» (Бердяев Н.А.).
    Современная философия признает ситуацию характеризуемую кризисом проблемы Человек., который обусловлен, с одной стороны, признанием невозможности создания целостной модели Человека, способной синтезировать основные философские и научные достижения.

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
Ответ в теме: Происхождение, этимология
Ваша информация:




by