Основные этапы эволюции первобытной религии
В моей статье ‘Возникновение религии и ее первая, исходная форма — магия’, опубликованной в предшествующем номере ‘Скепсиса’ (2002, ? 1), был достаточно подробно рассмотрен процесс генезиса самой ранней из всех форм религии, а именно магии (колдовства, волшебства). Магия существенно отличается от развитых форм религии. Она не предполагает существования наряду с реальным, естественным миром мира иллюзорного, сверхъестественного, не предполагает бытия сверхъестественных существ, вообще не предполагает бытия каких-либо других существ и предметов, кроме естественных материальных существ и естественных материальных предметов. На этом основании магии нередко отказывают в праве именоваться религией.
Но с развитыми формами религии магию роднит вера в существование, кроме естественных, реальных, доступных разуму воздействий, качественно отличных от первых таинственных сверхъестественных влияний. В магии наличествует основной признак религии — вера в сверхъестественную силу, от которой зависит успех или неупех здравых человеческих действий, направленных на обеспечение существования людей. Своебразие магии как формы религии в том, что эта сверхъественная сила мыслиться как присущая самому человеку, что само по себе тоже позволяет некоторым исследователям утверждать, что магия не есть религия.
В магии в отличие от развитых форм религии мир еще не удвоен, не раздвоен. Но в ней уже сделан первый шаг по пути, ведущему к раздвоению мира в сознании человека. В магии раздвоена деятельность человека на здравую, обеспечивающую реализацию цели естественными средствами, и магическую, паразитическую, долженствующую способствовать достижению нужных человеку результатов сверхъестественным способом. Раздвоение сил человека на естественные и сверхъестественные было исходным пунктом движения, которое завершилось раздвоением мира на мир естественный и мир сверхъестественный.
И это движение было неизбежным. Весь ход несвободной, зависимой практической деятельности все в большей степени убеждал человека в том, что достижение желаемого результата зависит не столько от его собственных усилий, сколько от каких-то внешних, от него не зависящих обстоятельств. И если первоначально как положительное, так и отрицательное сверхъестественное влияние приписывалось только определенным человеческим действиям, т.е. рассматривалось как присущее лишь самому человеку, то в дальнейшем оно все в большей и большей степени начинает приписываться тем или иным происходящим независимо от человека во внешнем, объективном мире событиям. Так возникла вера в приметы — оменализм (от лат. omen — примета), которая, как и магия является одной из самых живучих форм религии. Вера в приметы не только сохранилась до наших дней, но постоянно вновь и вновь воспроизводится. На первых ступенях, да и в последующем, приметы рассматривались людьми как такие явления, которые не столько предвещают успех или неуспех здравых человеческих действий или наступление тех или иных жизненно важных для человека объективных событий, сколько делают человеческие действия удачливыми или неудачливыми и порождают благоприятные или неблагоприятные для человека события. Пример одной из современных примет: если черная кошка перебежала дорогу, то быть беде. Способностью сверхъестественным путем вредить человеку наделяется не сама по себе черная кошка, а событие — перебегание этого животного через дорогу. С появлением оменализма из массы происходящих в мире событий люди начали выделять такие, которым стала приписываться сверхъестественная сила. Наряду с верой в сверхъестественную силу человека возникла вера в сверхъестественную силу объективных событий.
С появлением оменализма наряду с обрядознанием возникла еще одна форма пустознания — суезнание. Вначале оно было знанием о несуществующих влияниях реальных явлений, а в последующем — о несуществующих силах предметов внешнего мира и, наконец, о несуществующих в реальности вещах и существах и присущих им способностям отрицательно или положительно влиять на судьбы людей. Самой продвинутой формой суезнания является богословие (теология) На первых порах суезнание тесно переплеталось со здравым знанием. Ведь действительно люди сталкивались и с такими объективными событиями и состояниями, которые реально вызывали или предвещали наступление иных жизненно важные для них явлений. Их тоже именуют приметами. Но это приметы иного рода — здравые. Здесь перед нами не суезнание, а здравое знание. Но сами люди не всегда были способны отличить здравые приметы от суеверных.
В вере в приметы, т. е. в положительное или отрицательное влияние на деятельность людей тех или иных чисто случайных явлений, в иллюзорной форме нашел свое выражение факт зависимости исхода несвободной практической деятельности от не поддающейся контролю человека игры случайностей, в форме которой проявлялась власть слепой необходимости. Вместе с оменализмом возникла новая форма магии — магия гадательная (мантика). Суть различных приемов гадательной магии заключалась не в обеспечении благоприятного исхода здравых человеческих действий, как в обычной магии, а в проникновении при их помощи в темное и тревожное настоящее, а еще чаще в будущее, которое не поддавалось предвидению естественными способами. Самый простой из ныне существующих способов гадания: человек обрывает лепестки цветка, последовательно повторяя при этом: любит, не любит.
В процессе дальнейшего развития свойством магического влияния стали наделяться не только события, т. е. появление или исчезновение тех или иных предметов, их изменения и т.п., но и сами эти предметы. Наряду с верой в приметы возникла вера в существование у тех или иных реальных предметов свойства магического влияния на исход человеческой деятельности и вообще на судьбу человека — примитивный, архаичный фетишизм (франц. fetiche — фетиш, идол от португ. fetico — колдовство, амулет). Фетишизм тоже является необычайно живучей формой религии. И сейчас немало число людей верит в амулеты, талисманы, вообще вещи, способные принести человеку удачу и отвратить от него беды. И опять, как и в случае с оменализмом, мы сталкиваемся с переплетением суезнания и здравознания.
У многих народов, например, в качестве оберегов использовались лук и чеснок. Как установила современная наука, эти и некоторые другие растения выделяют фитонциды — вещества, обладающие способностью подавлять рост бактерий, грибов и других простейших организмов и тем самым предотвращать и лечить некоторые заболевания. Вполне понятно, что люди долгое время осознавали реальное позитивное влияние чеснока и лука не в адекватной, а иллюзорной форме. Но это отнюдь не делало веру в это влияние религиозной верой. Понятия религии и иллюзии далеко не совпадают. Всякая религия представляет собой иллюзорное отражение мира, но не всякое иллюзорное отображение действительности есть религия.. Существуют разнообразные формы нерелигиозных иллюзий, включая различного рода идеологические мифы. Религию нередко определяют только как иллюзорное отображение в сознании людей реальных сил, господствующих над ними. Это, несомненно, истина, но здесь присутствует не вся истина. Религия есть иллюзия особого рода. В религии существующие реальные силы отражаются не просто в иллюзорной форме. Специфика религиозной иллюзии заключается в том, что в ней силы, которые существуют реально, т.е. силы естественные, выступают в форме сил, которых в действительности нет, т.е. сил неестественных, сил сверхъестественных.
Именно поэтому религия всегда предполагает слепую веру. В несуществующие в реальности силы можно только верить. Вера в сверхъестественные силы не только не предполагает здравого знания о силах, отразившихся в такой форме в сознании человека, но, наоборот полностью исключает такое знание. Когда естественные силы выступают в облике сверхъестественных, то это не только не открывает, но, наоборот, полностью закрывает путь к их здравому познанию. Сверхъестественные силы заведомо не могут быть предметом последнего.
В отличие от воздействия магических обрядов, суеверных примет и фетишей в точном смысле этого слова на ход и исход человеческой деятельности, целебное влияние чеснока и лука было влиянием реальным, а не сверхъестественным. Оно было объектом здравого знания, хотя и принявшего иллюзорную форму и, в частности, форму веру. Но таковым оно было, пока люди верили, что оно предотвращает и излечивает определенного рода болезни. Когда же люди, начинали носить с собой головки лука и чеснока с тем, чтобы предотвратить, скажем, ранение и гибель на охоте на медведя, то тем самым эти предметы становились настоящими фетишами. В таком случае им приписывалась сила, которой они в действительности не обладали. Здесь перед нами не здравознание, пусть выступающее в иллюзорной форме, а фетишизм и суезнание, т.е. . религия.
Возникновение фетишизма привело к тому, что рядом с магическими действиями, которым приписывалось свойство прямого воздействия на исход практической деятельности, появились магические действия, имеющие целью использование для обеспечения желаемого результата магических свойств материальных предметов; рядом с непосредственной магией возникла магия опосредованная.
Если с возникновением оменализма сверхъестественной силой начали наделяться объективные события, то появление фетишизма означало приписывание этой силы определенной категории предметов внешнего мира. Как следствие, магический способ мышления превратился из иллюзорного образа мысли о человеческой деятельности в иллюзорный взгляд на объективный мир.
Следующий шаг состоял в переносе внимания с вещей, которым приписывалось свойство магического влияния, на само приписываемое им магическое влияние. Если первоначально магическое влияние, приписываемое вещам, рассматривалось как неотъемлемое их свойство, то в дальнейшем оно все в большей и большей степени начинает рассматриваться как нечто самостоятельное, как заключенная в вещах и людях, обитающая в них магическая сила. Постепенно ей стала приписываться способность передаваться от одной вещи к другой, от одного человека к другому. У разных народов эти сила называлось по-разному: арункульта, кунта, мана, зого, оренда, ваконда, вакантанка, мегбе, умойя, мойо и т.п. В этнографической литературе для обозначения этой силы чаще всего употребятся заимствованное из полинезийских и меланезийских языков слово ‘мана’. Для обозначения же данной стадии в эволюции религии обычно применяется термин ‘эманизм’ (от лат. emanatio — истечение).. С возникновением таких представлений магические обряды начали постепенно осмысливаться как приемы использования человеческой и нечеловеческой магической силы в интересах человека.
Если первоначально магическая сила мыслилась как что-то, хотя и способное передаваться от вещи к вещи и от человека к человеку, но тем не менее не способное существовать вне вещей и человеческих тел и без вещей и человеческих тел, то в дальнейшем ее начали представлять как нечто, могущее существовать отдельно от вещей и человеческих тел, как самостоятельное существо. Иллюзорное представление о реально существующих вещах постепенно перерастает в представление о существах иллюзорных, вера в существование у реальных вещей иллюзорных свойств превращается в веру в бытие, наряду с реальными предметами и существами, существ иллюзорных.
Иллюзорные сверхъестественные существа, представляющие собой оторвавшуюся, отделившуюся от вещей их магическую силу, обычно именуются в этнографической литературе ‘духами’ или ‘демонами’. Первый термин явно не очень удачен, ибо он невольно наводит на мысль, что эти иллюзорные существа мыслились как бесплотные, духовные. В действительности понятие о духовном, бесплотном возникло очень поздно. Его появление — результат развития философской мысли. Иллюзорные существа представлялись людям вовсе не как духи в нашем понимании этого слова. Чтобы это стало совершенно, обратимся хотя бы к верованиям восточных славян. Примерами таких иллюзорных существ являлись у них лешие, домовые, банники, водяные, русалки и т.п. У других народов это дриады, наяды, нимфы, тролли, эльфы и т.п. Все эти существа выступали в представлениях людей как вполне вещественные, телесные. Поэтому для обозначения этих сверхъестественных существ слово ‘демоны’ подходит значительно больше. Соответственно данную стадию эволюции религии лучше всего называть демонизмом.
Своеобразной категорией демонов являются души умерших, которые тоже понимались как явления весьма телесные. Для обозначения этой разновидности демонизма можно пользоваться слово ‘анимизм’ (от лат. anima — душа). Те исследователи, которые называют все описанные выше иллюзорные существа духами, используют этот термин для обозначения данной стадии религии в целом.
Возникновение представления о душах умерших были результатом длительного процесса. Когда возникли нормы, обязывающие людей заботиться друг от друге, они распространялись и на мертвых членов коллектива. Покойников начали оставлять в жилищах вообще, в пещерах в частности. Но разлагающийся труп представлял опасность для людей. Особенно опасными были люди, умершие в результате инфекционных заболеваний. Осознав, что от покойника исходит какое-то вредоносное влияние, люди стали принимать защитные меры. Покойника не оставлялись на полу пещеры, а клали в вырытую в ней яму и закладывали ветвями и землей. Результатом сочетания заботы о покойнике и страха перед исходящим от него вредоносным влиянием было появление намеренных погребений. Впервые погребать мертвецов стали поздние палеоантропы (классические неадертальцы), жившие в период от 75-70 до 40-35 тысяч лет тому назад. Осознание вредоносного трупа происходило в иллюзорной форме, однако первоначально эта иллюзия не была религиозной. Убедившись, что не всегда (в случае инфекционной болезни) простое зарывание трупа нейтрализует исходящую от него опасность, покойника стали связывать, чтобы они не выходил из могилы и не вредил живым. Эта делали уже неандертальцы. Тем самым мертвецу стали приписывать такую вредоносную силу, которой он в действительности не обладал. Труп стал фетишем.
Верования в живых мертвецов (вампиров, вурдулаков, упырей), выходящих из могил и сосущих кровь живых, имели в прошлом человечества универсальное распространение. Следующим шагом было появление представления о существовании демона трупа. Процесс отделения демона трупа от самого трупа затянулся на долгое время. Первоначально демон трупа (душа) мыслился как существующий крайне недолго. По истечении нескольких десятков дней, чаще всего сорока суток, что совпадает с периодом времени, по окончании которого труп переставал представлять реальную опасность, душа исчезала. И лишь позднее душа стала мыслиться как нечто, присущее не трупу, а живому человеку и окончательно отделяющееся от него в момент смерти. Возникло представление о загробном мире, в котором обитают души умерших (Подробно процесс становления веры в души рассмотрен в одной из моих работ: Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966. С. 380-413; Та же работа. Изд. второе с новым предисловием и приложениями. М., 2002. С. 486-526. 2 См. например: Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964. С. 15-31. ).
Своеобразным синтезом фетишизма и демонизма является идолопоклонство, когда невозможно точно установить, наделяется сверхъестественной силой изображение демона или изображенный демон. Сходный характер имеет культ растений и животных. Невозможно, например, установить, кому приписывается сверхъестественная сила: дереву или связанному с ним (обитающему в нем) демону (дриаде).
С достижением стадии демонизма религия перестала быть только извращенным способом мышления о реально существующих объектах, она становится и верой в существование объектов, в действительности не существующих, верой в бытие иллюзорных существ, обладающих сверхъестественной силой. Первоначально эти сверхъестественные существа мыслились как живущие рядом с людьми. И лишь в дальнейшем постепенно оформляется представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от естественного мира. Однако грань между естественным и сверхъестественным (демоническим) мирами долгое еще время остается крайне неопределенной. Эти миры мыслятся как взаимопроникающие друг в друга.
Возникновение веры в сверхъестественные существа оказало влияние на религиозную практику. Рядом со старыми магическими обрядами возникли новые культовые действия, имеющие целью либо нейтрализовать опасное влияние демонов, либо заставить их способствовать достижению желаемых человеком результатов. К числу таких действий относилось предожение демонам пищи и других житейских благ. Первоначально это не рассматривалось как подношение, имеющее целью добиться милости от демона. Давая демону долю добычи, люди тем самым вводили его в состав своего коллектива, в котором все были обязаны делиться друг с другом. Принимая долю добычи, созданной членами коллектива, демон тем самым принимал на себя обязательство вносить свой вклад в общий фонд житейских благ коллектива путем обеспечениях успеха в охоте и других делах. Идолу, олицеторяющему демона, например, мазали губы кровью добытых животных. Если идол не обеспечивал удачи в охоте, его наказывали: секли, бросали на время в неудобное место и т.п. В более позднее время прелоставление демону тех или иных материальных благ рассматривалось как дар, который обязательно предполагал равноценный отдар. В случае чрезмерного затягивания отдаривания против демона предпринимались санкции.
По мере развития религии выделяются люди, которые, как считалось, были способны успешнее других использовать сверхъестественную силу для достижения тех или иных целей. Вначале это были колдуны. С переходом к демонизму появляются специалисты по общению со сверхъестественными существами. К ним относятся шаманы — особые люди, которым приписывается способность, приводя себя с помощью различных средств (пение, пляска, удары в бубен и т.п.) в исступление, вступать в прямое общение с духами (демонами). Люди верили, что шаманы с помощью духов могут лечить от болезней, предотвращать различного рода несчастья, обеспечивать успех в промыслах, предсказывать будущее и т.п. Систему верований, в центре которой находятся шаманы, называют шаманизмом. С течением времени колдуны и шаманы начали получать плату за свои услуги.
Рассмотренная выше смена стадий развития религии не была связана с эволюцией системы социально-экономических отношений первобытного общества. На самых первых этапах своего развития религия была прежде всего иллюзорным отражением господства над человеком слепой необходимости природы. И эволюция первобытной религии представляла собой прежде всего смену одних форм иллюзорного отражения этого господства другими его формами. В основе этого развития лежало накопление и передача от поколения к поколению особого рода опыта взаимодействия с природой — опыта, который приобретался и закреплялся в процессе несвободной практической деятельности. Этот опыт, который можно было бы назвать негативным, все в большей и большей степени доказывая человеку господство над ним внешних сил, в то же время исключал возможность проникновения в подлинную сущность этих сил и тем самым адекватного их отражения. Именно в результате накопления и передачи этого опыта шел процесс раздвоения мира в сознании человека.
Если первоначально сверхъестественная сила мыслилась как присущая самому человеку, как особая его сила, то в дальнейшем она предстала как атрибут особого мира, противостоящего человеку и властвующего над ним. Если первоначально противопоставление естественной и сверхъестественной силы выражалось лишь в различении естественных и сверхъестественных влияний человеческих действий, то в дальнейшем оно приобрело характер противопоставления естественных и сверхъестественных существ, естественного и сверхъестественного миров. Дальше демонизма развитие религии в собственно первобытном обществе не пошло. Он был последней и высшей формой религии собственно первобытного общества. Если подходить с чисто внешней стороны, то эволюция религии в последующие эпохи — вначале предклассового, а затем и классового общества предстанет перед нами в основном лишь как естественное продолжение предшествующего ее развития — как завершение движения по линии все более полного раздвоения мира в сознании человека.
Расслоение в обществе, выделение из среды ранее равных общинников могущественной аристократии находит свое иллюзорное отражение в расслоении сверхъестественного мира, в выделении из среды равных по значению сверхъестественных существ несколько особо могущественных — богов. Боги в отличие от демонов, которые имели лишь родовые имена (дриады, лешие, домовые, тролли и т.д.) всегда имели собственные имена, например, Один, Тор, Бальд, Фрейр и т.п. — у северных германцев, Дажьбог, Перун, Ярило, Стрибог, Хорс, Сварог, Велес и т.п. — у восточных славян.
Вполне понятно, что социальные сдвиги породили представления о богах не прямо, непосредственно, а обусловив соответствующую переработку ранее существовавших представлений. Последние послужили идейным материалом, из которого под влиянием коренного изменения условий жизни людей возникли представления о богах.
Начавший формироваться в предклассовом обществе политеизм (многобожие) окончательно утверждается с переходом к готовому, ставшему классовому обществу, где боги приобретают облик грозных владык, правящих миром и распоряжающихся судьбами людей. Соответственно изменяется характер культа. Целью обрядовых действий становится умилостивление богов. С тем, чтобы добиться благоволения богов, им делаются различного рода приношения, в частности жертвоприношения. Возникает и получает развитие институт жрецов — посредников между людьми и богами, получающих плату за свои услуги, Образование крупных централизованных деспотий находит отражение в выделении из среды более или менее равных божеств верховного бога. Логическим завершением движения в этом направлении является монотеизм.(единобожие) Возникновение вначале политеизма, а затем монотеизма сопровождается все большим обособлением сверхъестественного мира от естественного. Если демоны чаще всего живут рядом с людьми, то боги все больше отдаляются от них. Их обителью становится высокие недоступные горы (Олимп) и, наконец, небо. Отличие естественного мира от сверхъестественного приобретает форму различия между земным и небесным мирами. Все более отчетливо осознается грань между естественным и сверхъестественным силами, что, в частности, выражается в появлении понятия о чуде. Возвращаясь к эволюция первобытной религии нельзя не отметить, что она носила своеобразный характер. С возникновением веры в сверхъестественные существа (демонов) не исчезли ни вера в существование в вещах магической силы (эманизм) ни вера в существование у реальных вещей свойства влиять на жизнь и деятельность человека (фетишизм), так же как с появлением веры в приметы (оменализма) и фетишизма не исчезла вера в свойство определенных человеческих действий непосредственно влиять на исход человеческой деятельности (собственно магия, колдовство).
Характерная особенность развития религии состоит в том, что с возникновением новых религиозных представлений старые не исчезают, а продолжают существовать наряду с ними даже в том случае, когда они находятся с ними в явном противоречии. Старые представления и обряды с возникновением новых частично претерпевают изменения, частично сохраняются в своем исходном виде. В результате с переходом религии на новую стадию все ранее пройденные стадии продолжали сохраняться, но теперь уже только как различные ее формы. В таких условиях сам переход от одной стадии эволюции религии к другой выступал внешне как появление рядом с уже существующими формами религии новой, ранее не существовавшей ее формы. Именно это обстоятельство дало некоторым исследователям основание утверждать, что можно говорить лишь о формах, но не стадиях эволюции первобытной религии [См. например: Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1962. С. 15-31].
Не только магия, но вся религия в целом в течение всего периода доклассового общества не представляла собой сколько-нибудь стройной системы взглядов. Она являлась беспорядочным нагромождением самых разнообразных верований и обрядов, в котором, кстати сказать, ведущая роль всегда принадлежала последним.
Но даже когда уже в цивилизованном обществе возникла религиозная идеологии и религиозные учения почти каждая религиозная система содержала в себе все обрисованные выше формы религии. Это более чем наглядно можно видеть на примере христианства. Христианство считается религией монотеистической, но бог в нем обладает тремя ипостасями: ими являются бог-отец, бог-сын и бог — святой дух. В некоторых разновидностях христианства существует культ святых, и ряду ведущих святых приписывается точно такая роль, которую играют в политеистических религиях различного рода рядовые боги. В православии Николай Чудотворец является покровителем моряков, Георгий Победоносец — воинов, святой Власий заботится о скоте и т.п.
В христианстве существует развитая демонология. Ангелы — явные добрые духов, черти же — злые демоны. Культ чудотворных икон — типичное идолопоклонство. Не только рядовой верующий, но и самый ученый богослов не способен толком объяснить в случае, скажем, с иконой Казанской божьей матери, обладает сверхъестественной силой сама богоматерь или данное ее конкретное изображение. Эманизм достаточно четко проявляется в учении о святом духе, в частности в новозаветном рассказе о его сошествии на апостолов, в учении о благодати, в обрядах крещениях, брака и священства. Фетишизмом является вера в святые мощи, различного рода священные реликвии, поклонении кресту и т.п. Явный оменализм присутствует в новозаветном предании о вифлеемской звезде, возвестившей о рождении Иисуса Христа. Примером чисто магических церемоний являются крестные ходы, имеющие целью вызвать дождь. Таким образом, христианский монотеизм включает в себя и политеизм, и демонизм, и идолопоклонство, и эманизм, и фетишизм, и оменализм и, наконец, магию.
Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия
В опубликованных в предшествующих номерах ‘Скепсиса’ моих статьях ‘Возникновение религии и ее первая, исходная форма — магия’ (? 1, 2002) и ‘Основные этапы эволюции первобытной религии’ (? 2, 2003) нарисована картина возникновения и развития религии в первобытном обществе. Было выделено шесть основных форм и одновременно основных этапов эволюции религии в первобытном обществе (в широком смысле слова, включая и предклассовое общество). Это — магия, оменализм, фетишизм, эманизм, демонизм (анимизм) и политеизм.
Но у каждого, кто знаком с работами о первобытной религии, с необходимостью должен возникнуть вопрос о том, почему в этих статьях ничего не сказано о тотемизме, который почти всеми специалистами в этой области считается одной из форм первобытной религии. Другой столь же естественный вопрос касается мифологии. Несомненно, что почти у всех, если не у всех, народов первобытного общества существовала мифология. Большинство ученых считает, что мифы являются проявлениями религии, или, по меньшей мере, теснейшим образом связаны с ней. Но о них в указанных статьях опять-таки нет ни слова.
Ответ прост. Вопреки общему мнению, тотемизм в своей изначальной форме религией не был. Мифы тоже первоначально возникли вне какой-либо связи с религией, не были религиозными. Перед нами вполне самостоятельная линия эволюции одной из сфер духовной жизни людей первобытного (а затем и более позднего) общества, которая лишь позднее пересеклась с линией развития религиозных представлений и серьезно сказалась на ней.
Тотемизм в своей исходной форме представлял собой глубокую, не знающую сомнений веру в полное тождество членов того или иного человеческого коллектива (первоначально — праобщины, позднее — рода) с особями одного определенного вида животных (медведями, волками, оленями и т.п.). Этот вид животных, а тем самым и каждое животное данного вида, являлся тотемом данной группы людей, а тем самым и любого из ее членов. В своей сущности тотемизм был не чем иным, как осознанием реального единства человеческого коллектива, фундаментальной общности всех его членов и одновременно столь же фундаментального их отличия от членов всех других существующих на земле человеческих коллективов. Если все рассмотренные в названных выше статьях формы религии, исключая политеизм, были отражением господства над людьми слепой необходимости природы, то тотемизм был отражением господства над человеком сил общественного развития, отражением не природного, а общественного бытия. И это отражение, так же, как и отражение в магии, оменализме и т.п. господства над людьми объективных природных сил, было не адекватным, а иллюзорным, фантастическим. Поэтому тотемизм, как и магия, оменализм, фетишизм и т.п., был верой. Все это и дало основание трактовать тотемизм как одну из форм религии. Однако согласиться с таким пониманием тотемизма нельзя.
Понятия иллюзии и религии далеко не тождественны. Всякая религия есть иллюзорное отражение действительности, но не всякое иллюзорное отражение действительности является религией. Могут существовать и существуют различного рода нерелигиозные иллюзии. Религией является только такая иллюзия, которая включает в качестве неотъемлемого момента веру в сверхъестественную силу, от которой зависят ход и исход человеческих действий, веру в сверхъестественное влияние на судьбу человека. Если подобного рода вера отсутствует, иллюзия не может быть охарактеризована как религиозная, сколь бы фантастическими ни были составляющие ее представления.
Животные, являвшиеся тотемом, никогда не наделялись в воображении людей способностью сверхъестественным образом влиять на их дела. Поэтому тотемизм в его исходной форме не был религией.
В процессе своего оформления и развития тотемизм оброс значительным числом всевозможных ритуальных действий. В частности, возникли особые празднества, во время которых люди облекались в шкуры тотемных животных и подражали их действиям. Но эти тотемистические пляски не представляли собой религиозного культа. Люди, их совершавшие, не ставили своей целью добиться от тотемных животных благоприятного воздействия на ход и исход их деятельности. Суть тотемистических плясок заключалась в подтверждении идентичности членов данного коллектива и животных тотемного вида. В последующем некоторые из действий, совершаемых во время такого рода празднеств, приобрели характер магических обрядов. В тотемистическую обрядность вплелись и новые, чисто магические, действия. Тем самым тотемизм оказался связанным с магией, но формой религии он при этом не стал.
Мифология оказалась наряду с тотемизмом предметом данной работы не просто потому, что оба эти явления были обойдены в двух предшествующих статьях. Связь их является гораздо более глубокой. Суть дела в том, что именно к тотемизму уходит своими корнями мифология и что первые мифы были тотемистическими.
Вопрос о природе мифов и об отношении мифологии к религии является одним из самых спорных. По этой проблеме существует поистине необозримое число работ, причем самого различного достоинства. Имеются такие, которые не представляют никакой научной ценности. К числу их относятся, в частности, превозносимая сейчас до небес работа А.Ф.Лосева ‘Диалектика мифа’ (1930) и восторженно восхваляемые труды К.Леви-Строса ‘Дикарское мышление’ (1962), ‘Мифологики’ (Т. 1-4. 1964-1971) и др., посвященные данной тематике. Но есть и такие работы, которые, несомненно, представляют собой существенный вклад в науку. Если ограничиться только последними десятилетиями, то это, прежде всего, большая статья С.А.Токарева ‘Что такое мифология?’ (1962) и небольшая, но крайне содержательная книга М.И.Стеблина-Каменского ‘Миф’ (1976).
Не вдаваясь в обсуждение всей сложной проблемы возникновения и сущности мифологии, ибо для этого пришлось бы написать целую книгу, остановлюсь лишь на тех моментах, без которых обойтись совершенно невозможно. Прежде всего, миф (греч. ‘миф’ — слово, сказание, предание) есть текст, передающийся не только из уст в уста, но и от поколения к поколению, т.е. произведение словесности. Причем миф есть такое произведение словесности, в котором, по убеждению людей, среди которых он циркулирует, повествуется о реально происходивших событиях. В своей классической форме миф представляет повествование, в котором те или иные социальные или природные явления истолковываются и объясняются как результаты действий определенных персонажей — героев этого рассказа. У людей, в среде которых живет миф, нет сомнения в реальности этих героев и совершаемых ими действий. Такая вера, причем не требующая никаких доказательств, — необходимый признак мифа. Миф, в правоту которого не верят, — это то же самое, что божество, существование которого никем не признается.
Первыми объектами мифического истолкования, объяснения были не социальные институты и природные явления, а определенные действия людей. Этими действиями были не обычные, обыденные дела, диктуемые житейскими обстоятельствами (изготовление орудий, охота, приготовление пищи и т.п.). Они и так были понятны. Не были ими и магические и вообще все культовые действия. Они тоже были понятны: люди их совершали, чтобы обеспечить успех здравых практических действий. Загадочными были нерелигиозные обрядовые, ритуальные действия, которые передавались от поколения к поколению и совершались в силу традиции. И здесь, как и в случае с возникновением религии, ‘вначале было дело’. Положение о том, что миф возник из ритуала, одним из первых выдвинул Дж.Фрейзер в книге ‘Золотая ветвь’ (1890) а У.Дж.Робертсон Смит в ‘Лекциях о религии семитов’ (1907) развил его. В дальнейшем оно получило обоснование в трудах значительного числа исследователей.
К числу нерелигиозных ритуальных действий прежде всего относились те, что совершались людьми на тотемистических торжествах. Исполняемые членами коллектива, ряжеными под тотемное животное, ритуальные тотемистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как существа, бывшие одновременно и людьми, и животными, как полулюди-полуживотные. Передаваясь из поколения в поколение, описания и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистических предков. Первые мифы были, таким образом, тотемистическими. Когда становление тотемистических мифов завершилось, обряды, давшие им начало, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним.
Вместе с возникновением тотемистической мифологии оформилось представление об особом отдаленном времени, когда происходили события, описанные в мифах. Оно получило особое название. У аранда (арунта) Австралии, например, мифическое время называлось альчера, или альтжира. Это мифическое прошлое качественно отличалось от времени, в котором живут сейчас люди. Для последнего времени трудно подобрать подходящее название. Я буду называть его нынешним временем. Но при этом необходимо сразу же уточнить, что нынешнее время в данном понимании включает в себя не только настоящее, но и прошлое, но такое прошлое, которое отлично от мифического прошлого. Мифическое прошлое — совершенно иное прошлое, чем нынешнее, современное прошлое.
Мир, каким он был в мифическом прошлом, рассматривался как качественно отличный от мира, каким он является в нынешнее время. Одновременно с раздвоением времени в сознании людей на мифическое и нынешнее время произошло и раздвоение мира на мир мифический, существовавший в мифическое время, и мир нынешний, существующий в нынешнее время.
Между мифическим и нынешним временами, между мифическим и нынешним мирами существовала, согласно представлениям людей, неразрывная связь. Нынешний мир обязан своим существованием мифическому миру. Нынешний мир является именно таким, а не иным благодаря действиям тотемистических предков в мифическое время. Они в этом смысле являются его создателями, точнее, его оформителями. Они не создали мир из ничего. Они только придали ему именно такую форму, создав определенные обычаи, нормы, социальные институты. И чтобы нынешний мир остался именно таким, а не иным, не перестал быть таким, нынешним людям в нынешнее время необходимо повторять действия, которые производили тотемистические предки в мифическом прошлом, т.е. совершать тотемистические обряды, свято блюсти тотемистический ритуал.
Важнейшей в мифологии была идея создания, творения. Именно она легла в основу объяснения вначале социальных, а затем и природных явлений. Объяснить явление — значит, рассказать о том, как оно возникло. А возникло оно в результате действий определенных существ, т.е. было создано этими существами. Нетрудно понять, что в основе такого способа объяснения происхождения явлений лежало наблюдение за повседневной производственной деятельностью людей, в ходе которой ими создавались самые разнообразные вещи (орудия, утварь, одежда, жилища и т.п.). Возникнув еще в тотемистических мифах, идея объяснения явлений путем рассказа об их создании определенными существами в последующем получила развитие.
Уже тотемистические предки были творцами обычаев, норм, социальных институтов и в этом смысле создателями нынешнего мира. Следующий шаг — индивидуализация представлений о творцах. На смену совокупности тотемистических предков, которые неотличимы друг от друга и действуют только как своеобразный коллектив, приходят мифические же существа, но теперь уже индивидуализированные, что в частности проявляется в появлении у них собственных имен. Эти мифические персонажи, которых в литературе чаще всего именуют культурными героями, не только вводят новые нормы, обычаи, ритуалы, но и изобретают орудия, создают и изменяют различного рода природные явления и даже творят мир.
Но это творение мира не мыслилось как его созидание из ничего. Идея о творении вещей и мира в целом из ничего совершенно чужда мифическим представлениям. Как уже отмечалось, в основе идеи объяснения происхождения социальных и природных явлений путем рассказа о создании определенными существами лежало наблюдение за производственной, созидательной деятельностью. Люди же всегда творили орудия и другие нужные им вещи из уже существовавших материалов (камня, кости, дерева и т.п.) путем придания им новой формы. Точно так же и мифические герои создавали нынешний мир путем придания новой формы тому, что существовало до этого акта. С переходом от тотемистических предков к культурным героям миф постепенно отрывается от обрядов и теперь может создаваться независимо от них.
Бесспорно, что тотемистические предки и культурные герои суть существа фантастические, иллюзорные. Иллюзорным, фантастическим является и мифический мир. Это одна из причин, которая легла в основу трактовки мифологии как религии, а мифических персонажей как демонов или богов. Но хотя такой взгляд на религию имеет определенное основание, он, тем не менее, ошибочен.
Выше уже отмечалось, что не всякая иллюзия является религиозной иллюзией. Развивая эту идею, можно добавить, что не всякое иллюзорное, фантастическое существо, в существование которого люди верят, является демоном или богом.
Богов и демонов принято называть сверхъестественными существами, а их мир — сверхъестественными миром. Если понимать под сверхъестественными существами такие создания человеческой фантазии, которых в реальности нет, но в бытие которых люди верят, то в таком случае в это понятие нужно включить и мифические персонажи. Но при изложении проблемы происхождения и эволюции первобытной религии под сверхъестественным прежде всего понималась сила, которой в реальности нет, но от которой, согласно религиозным верованиям, зависит ход и исход любой человеческой деятельности, а тем самым и судьба каждого человека. В соответствии с этим под сверхъестественными существами понимались такие, которые были наделены подобного рода силой. Если принять такое определение сверхъестественных существ, то под него ни тотемистические предки, ни культурные герои не подойдут. Ни те, ни другие не обладали описанной выше сверхъестественной силой. Мифические персонажи, таким образом, не были сверхъестественными существами в этом, более узком, смысле, а мифический мир, соответственно, не был сверхъестественным миром.
Конечно, можно ограничиться различением широкого и узкого смыслов слов ‘сверхъестественное’, ‘сверхъестественные существа’, ‘сверхъестественный мир’ и предупредить, что в дальнейшем изложении я везде буду понимать эти слова и словосочетания в их узком значении. Но все же лучше попытаться детальнее разработать используемый понятийный аппарат. Создания человеческой фантазии, в существование которых люди верят, можно назвать фантонами (от греч. ‘фантазия’ — воображение и ‘он’ — сущее). Фантоны могут быть подразделены на два основных вида. Один из них — фантоны, которые наделяются фантазией человека сверхъестественной силой и, соответственно, по отношению к которым людьми совершаются различного рода действия, имеющие целью использовать эту силу для того, чтобы обеспечить успех своей повседневной деятельности и отвратить неудачу. Эти совершаемые людьми действия принято называть культовыми, а их совокупность — культом. Такого рода фантонов можно было бы назвать культовыми существами, или, короче, культонами (от лат. cultus — почитание и греч. ‘он’ — сущее). К культонам относятся демоны, включая души умерших людей, и боги. Другой вид — фантоны, которые не наделяются сверхъестественной силой и, соответственно, не являются объектами культа. Таковы персонажи мифов — тотемистические предки и культурные герои. Их можно именовать мифическими существами, или, короче, мифонами.
Во многих мифах речь идет, казалось бы, не о фантастических существах. В них фигурируют реально существующие животные и реально существующие явления природы (солнце, луна и т.п.). Но и животные, и эти явления выступают в мифах не в том качестве, в котором они реально существуют, а в качестве персонажей, действиями которых объясняются те или иные признаки, свойства природных объектов; иначе говоря, они тоже являются мифонами.
К концу XIX в. в результате работ множества ученых, занимавшихся сравнительным исследованием религий, было убедительно доказано, что вера в богов, тем более вера в одного единого бога — творца и верховного владыки неба и земли, есть явление очень позднее, что эта вера возникла из предшествовавшей ей веры в духов (анимизма). Это, вполне понятно, крайне не устраивало ярых приверженцев христианства. В результате стали создаваться концепции первобытного монотеизма, или прамонотеизма. Выдвинутую Э.Лэнгом в работе ‘Становление религии’ (1892) мысль о том, что исходной формой религии был монотеизм, подхватил и разработал католический священник, этнограф и лингвист В.Шмидт вначале в ряде сравнительно небольших работ, а затем в двенадцатитомном труде ‘Происхождение идеи бога’ (1912-1955). Э.Лэнг, а затем В.Шмидт ссылались на то, что у многих крайне отсталых народов существовала довольно смутная вера в какие-то сверхъестественные существа, которые считались творцами существующего. Эти существа явно не были духами. Значит, — делался отсюда вывод, — они были богами. С самого начала В.Шмидт допускал передержки. Ведь у большинства данных народов была вера в существование не одного такого существа, а нескольких. Этого не мог отрицать и В.Шмидт. Сам же он писал, что у этих народов ‘наряду с единым и единственно реальным высшим существом признаются и почитаются также другие высшие существа, которые независимы от него или равносильны ему’ [Цит.: Клеман К. Так называемый монотеизм первобытных людей // Происхождение религии в понимании буржуазных ученых. М., 1932. С. 200.]. Таким образом, если даже считать эти существа богами, то ни о каком прамонотезме не может быть и речи. В самом лучшем случае можно говорить лишь о примитивном политеизме, но никак не больше. Единственное, в чем правы Э.Лэнг и В.Шмидт, — это то, что вера в подобные существа действительно возникла не из анимизма и вообще не была связана с ним.
Но это вовсе не свидетельствует о том, что политеизм генетически не связан с демонизмом. Все дело в том, что фантастические существа, речь о которых шла выше, не были ни богами, ни демонами. У них полностью отсутствовал основной признак, присущий сверхъестественным существам в узком смысле слова, т.е. культонам: им не приписывалась сверхъестественная сила, и они, соответственно, не были объектами культа. Это установлено совершенно твердо. Многие исследователи довольно категорически заявили, что эти существа были мифическими предками или культурными героями. В процессе дискуссии некоторые немецкие ученые, с тем чтобы отличить эти фантастические существа от богов, предложили назвать их Urheber’ами (первотворцами) [Обзор см.: Клеман К Указ. раб.].
Первоначальные мифы не имели никакого отношения к религии. Трудно сказать, какое из двух представлений об иллюзорных мирах — сверхъестественном (демоническом, точнее, культоническом) и мифическом — возникло раньше. Но несомненно, что некоторое время оба они существовали в сознании людей параллельно, не сливаясь. Об этом говорят данные этнографии. У многих первобытных народов, например, зафиксировано проведение строгого различия между двумя типами предков — предками тотемистическими и предками, умершими не в столь отдаленное, т.е. нынешнее, время.
Но в дальнейшем грань между мифическим и демоническим мирами стала постепенно стираться. Связано это, скорее всего, с началом перехода от демонической стадии эволюции религии к политеистической. Как указывалось в статье ‘Основные этапы эволюции первобытной религии’, тот переход был вызван существенными изменениями структуры общества, прежде всего началом раскола общества на общественные классы. Но новые вызванные к жизни представления обычно создаются с использованием уже существующего духовного материала. Так было и в данном случае. Общественные сдвиги обусловили появление представлений о существах, обладающих значительно большей, чем демоны, сверхъестественной силой, т.е. о богах. Но конкретные образы богов чаще всего лепились из материала, который поставлял мифический мир. Поэтому боги сочетали в себе черты и культонов и мифонов. С самого возникновения представления о богах появились повествования об их действиях и похождениях, т.е. мифы. Боги стали одновременно и персонажами мифов. Их действиями стали объясняться те или иные социальные и природные явления. Так наряду с нерелигиозной мифологией возникла мифология религиозная. В результате религия, которая возникла вовсе не из потребности объяснения природных и социальных явлений, стала служить и этой цели. Это привело к определенному изменению ее структуры.
Религия при своем возникновении носила чисто практический характер. Это особенно наглядно можно видеть на примере магии. Возникшая непосредственно как паразит на теле живой человеческой практики, эта форма религии явственно обнаруживает свое происхождение. Она предстает, прежде всего, как множество разнообразных действий, долженствующих сверхъестественным путем обеспечить достижение желаемого результата. Неразрывно связанные с этими действиями магические верования не имеют никакого самостоятельного значения. В возникших из магии более развитых формах религии первобытного общества, в которых противопоставление естественного мира и сверхъестественной силы не ограничивается различением лишь естественных и сверхъестественных влияний человеческих действий, а приобретает характер противопоставления естественного и сверхъестественного миров, верования становятся более сложными. Однако при всех изменениях религия никогда не теряла своей преимущественно практической природы. Она никогда не представляла собой просто веры в сверхъестественный мир, а всегда обязательно — веру в существование сверхъестественной силы, от которой зависит настоящее и будущее конкретного человека. Соответственно, в центре внимания верующего всегда был вопрос не о природе и устройстве сверхъестественного мира, а о действиях, которые ему необходимо предпринять с тем, чтобы обеспечить благоприятное влияние сверхъестественных сил на его судьбу и отвратить неблагоприятное. Вера в сверхъестественную силу, определяющую исход практической деятельности человека, а тем самым и его судьбу, и вера в действия, с помощью которых человек может так повлиять на сверхъестественную силу, что она будет способствовать или, по меньшей мере, не мешать реализации его планов, неотделимы друг от друга, представляют две стороны одного и того же. Там, где нет первого момента, нет и второго, и наоборот. Культовые, обрядовые действия были неотъемлемым признаком религии наряду с проявляющимися в этих действиях и не существующими без этих действий верованиями, которые можно было бы назвать практическими верованиями. Долгое время обрядовыми действиями и неразрывно связанными с ними практическими верованиями религия полностью исчерпывалась. С возникновением политеизма и появлением религиозных мифов в ней наряду с двумя названными элементами появились представления, хотя и тесно связанные с обрядами и практическими верованиями, но, тем не менее, обладающие относительной самостоятельностью по отношению к ним, — религиозные мифы. Однако сколько-нибудь существенной роли эти мифологические представления не играли. Религия и после этого продолжала сохранять свой по преимуществу практический характер. Если нерелигиозные мифы возникли для объяснения обрядовых действий, социальных и природных явлений, то религиозные мифы могли и не обладать объяснительной функцией. Они могли быть простыми рассказами о похождениях богов, не имеющими своей целью объяснение каких-либо социальных или природных явлений. В результате появления религиозных мифов началось слияние мифического и сверхъестественного (культонного) миров. Собственно говоря, до появления религиозных мифов культонного мира в точном смысле слова, как чего-то единого и целого не было. Он представлял собой простую совокупность мало связанных друг с другом и разрозненно действовавших демонов. Более или менее единым он стал в результате слияния с мифическим миром. В результате этого слияния мифический мир стал все в большей степени мыслиться как существующий не только в мифическом прошлом, но и в нынешнее время. В свою очередь культонный мир все в большей степени стал представляться как существовавший и в мифическом прошлом. В возникший в сознании людей мифокультонный мир наряду с богами, которые был одновременно и культонами и мифонами, вошли и чистые культоны и чистые мифоны. В нем шел процесс превращения и мифонов в культоны, и культонов в мифоны. Кроме того, не нужно забывать, что в данном процессе духовного развития продолжала действовать та же самая закономерность, которая проявлялась в развитии религии: с возникновением новой стадии эволюции религии старая стадия ее развития не исчезает, а сохраняется отчасти в изменившемся, а отчасти и в неизменном виде, но теперь уже не как стадия, а лишь как определенная ее форма. С появлением веры в мифокультонный мир наряду с ней продолжали существовать и вера в мифический мир в том же виде, что и раньше, и первоначальная вера в демонический мир. Как уже указывалось в статье ‘Основные этапы эволюции первобытной религии’, первобытная религия никогда не представляла собой сколько-нибудь стройной системы верований. Она была беспорядочным нагромождением нередко совершенно исключавших друг друга представлений. Это в полной мере относится не только ко всем первобытным верованиям, включая как религиозные, так и мифические, но ко всему духовному миру первобытности, взятому в целом.