@Solarwind wrote:
В моем представлении — никому и ничего. Хотя, казалось бы, политика, этика, наука и прочие сферы, где можно было бы оказаться полезным. Но не тут то было. Все это движется по каким-то совершенно дурацким закономерностям. Сколько не создавай идеальнейших схем — людям плевать. Ведь какое дело до порядка, если вдруг зачесалась левая пятка? Бедный философ только бисер разбросает.
Исходя из того что я прочел в первой главе, философия не должна выполнять общественный заказ, именно «не должна».
В остальных же моментах, если я правильно понял, слово «долг» употребляется в смысле определения. Т.е. Бердяев пытается определить не задачи философии, а ее суть.
Я не уверен, что это единственно возможное ее понимание, и конечно не уверен, что правильно все понял. Но думаю, что некие отличительные черты у философии имеются, думаю чтобы быть философом нужно что-то делать отличное от деятельности, например, ученых и богословов.
Странным мне также показалось то, что у каждого есть некая своя философия — что-то подобное я действительно слышал от многих людей. Помнится, такую «философию» называли на факультете мировоззренческой, либо просто мировоззрением…
Вот и забрел я к вопросу что такое философия, — то ли все дороги ведут сюда, то ли мое скудоумие, родственное нигилизму или анархизму. Тяжко, однако, но надо развивать подобные темы на форуме, наверное. И в эту тему в частности, направив ее, предположительно, в русло сравнительного анализа мировоззрения и философии. Неплохо было бы почитать статейки по поводу такого сравнения и по поводу, — что такое мировоззрение.
PS:
Ну и цитаты, которые обратили на себя мое особенное внимание:
Но я ставлю вопрос, может ли философия не быть личной и субъективной? Можно ли отождествлять истину с объективностью и безличностью? Следующая глава будет посвящена этому специально.
«Личный» характер познания не следует смешивать с «эгоцентрическим» характером познания. «Эгоцентризм» есть замкнутость и безвыходность, удушье, помешательство на себе, первородный грех. «Личность» же есть путь к Богу, ибо только личность и есть образ и подобие Божье.
Философия не может быть автономной в том смысле, что не может быть независимой от целостного человека и его жизненного опыта, от погруженности познающего в бытие.
http://www.vehi.net/berdyaev/mirobj/01.html